Здоровье есть само удовольствие или неизбежно порождает удовольствие, как огонь создает тепло
Мор Томас
Качество жизни Счастливая семья Одаренные родители Талантливые дети БРС О нас
Главная » О нас » Пресса о нас » Публикация

Развитие одаренности - основа дошкольного образования

дошкольное образование

25 июня в Агентстве стратегических инициатив (АСИ) участники Межрегиональной рабочей группы по вопросам поддержки и развития одаренных детей представили и обсудили модель образовательной программы для дошкольных образовательных организаций, подготовленную в соответствии с новыми требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобразования России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

Программа разработана участниками проекта «Создание эффективной системы выявления и развития способностей детей в ДОУ и школе» под руководством Ирины Комаровой, кандидата исторических наук, ведущего специалиста Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития и РАН и научных экспертов Московского гуманитарного университета им. А.С. Шолохова, при участии и содействии АСИ [проект поддерживается АСИ с 2013 года].

«Раньше считалось, что одаренность является врожденной. На самом деле, способности надо развивать - и с самого раннего возраста. Результаты экспериментальной деятельности в ходе реализации проекта на базе детских садов Чувашской республики свидетельствуют о том, что 50-60 % детей в возрасте 3-5 лет обладают задатками, которые при создании определенных условий могут развиться в способности и одаренности. Мы надеемся, что примерная образовательная программа, содержащая методики и технологии развития способностей детей с раннего возраста, станет «ключом» к выполнению Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в котором дано поручение об увеличении к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов числа детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов», - отмечает Владимир Яблонский, директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив.

«Когда речь идет о детях, очень сложно оперировать сухими цифрами или говорить об официальных задачах. Тем не менее, мы понимаем, что историческая судьба любого государства (и наша страна - не исключение) зависит от интеллектуального потенциала населения, от уровня качества образования молодежи. Создание образовательных программ разной направленности и, в том числе, программ, включающих в приоритет интересов личности ребенка наряду с заботой о его здоровье индивидуальный подход в его обучении, наблюдение, развитие и сохранение его неповторимых способностей, непрерывность и преемственность на всех уровнях образования, должно дать определенный результат и привести к качественным переменам в системе дошкольного, общего и дополнительного образования. Важнейшим условием успешности реализации нового стандарта образования и образовательных программ разного уровня является создание механизмов их реализации на региональном и федеральном уровнях», - сказала, открывая заседание, Надежда Иванова, руководитель проектов направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив.

Основная цель программы, представленной экспертному сообществу в ходе заседания, - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития малышей, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, и их приобщение с раннего возраста к общечеловеческим ценностям.

«Программа ориентирована на разностороннее развитие детей в возрасте от 0 до 7 лет, когда процесс познания ребенком мира через органы чувств находится в максимально активной фазе. А развитие органов чувств, сенсорики и сенсомоторики с первых дней жизни ребенка является ключевым в процессе развития способностей ребенка», - отметила Тамара Комарова, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, проф., зав. каф. начального образования и педагогических технологий, академик МАНПО.

В связи с эти, по мнению разработчиков, важнейшее значение с точки зрения внедрения программы имеет подготовка «просвещенных родителей» и педагогов-практиков, способных выявлять задатки и работать с одаренными детьми.

В ходе обсуждения программы представители экспертного сообщества из регионов Приволжского федерального округа и Москвы отметили высокий уровень педагогической научности программы, новизну методов формирования склонностей и задатков детей, эффективность предложенных технологий наблюдения, глубину разработки программы и достойную методическую основу для последующей работы. Наряду с достоинствами программы был также отмечен ряд моментов, требующих совершенствования и доработки.

Ожидается, что в окончательном своем виде программа будет представлена к августовским педагогическим советам, что призвано стать важным событием в работе педагогических коллективов дошкольных образовательных организаций.

Справка по модели образовательной программы для дошкольных образовательных организаций

В первом разделе программы - «Приоритетные направления деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» - представлены цель, задачи и принципы, а также подходы к формированию Программы, ориентированной на выявление и развитие одаренности.

Во втором разделе - «Особенности организации работы с детьми», согласно ФГОС, рассмотрены:

  • особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
  • способы и направления поддержки детской инициативы;
  • особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

В этом разделе дается ежедневная организация жизни и деятельности детей, двигательного режима, сна, прогулок, питания, совместной, самостоятельной и непосредственно образовательной деятельности детей. В нем же представлена воспитательно-образовательная работа по основным направлениям образовательной деятельности - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому.

В частности, как предписано ФГОСом, в направлении социально-коммуникативного развития образовательные действия, представленные в программе, направлены на усвоение ребенком норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, развитие социального и эмоционального интеллекта, отзывчивости и сопереживания, а также на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и обществу, позитивных установок к различным видам труда и творчества и основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.

Деятельность в сфере познавательного развития, описанная в программе, направлена на развитие любознательности, познавательной мотивации, воображения и творческой активности ребенка, формирование первичных представлений о себе, других людях и объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, звучании, ритме, причинах и следствиях и др.), о социокультурных ценностях нашего народа, родине и планете Земля как общем доме людей.

Речевому развитию в программе отведена роль не только базового средства общения и культуры, но особое значение с точки зрения интеграции и ассимиляции мигрантов в традиционные культурные сообщества.

Художественно-эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ориентировано на развитие предпосылок восприятия и понимания ребенком произведений искусства и мира природы, а также на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). При этом художественное творчество, наряду с физическим развитием, справедливо представлено авторами в качестве базовые направлений в развитии одаренности.

Наконец, образовательная область «Физическое развитие», согласно программе, предполагает развитие опорно-двигательной системы, координации и гибкости, крупной и мелкой моторики обеих рук и др.

Третий раздел программы - «Промежуточные (по каждой возрастной группе) и итоговые результаты освоения программы» - тесно связан с четвертым разделом «Целевые ориентиры как результат возможных достижений освоения воспитанниками программы». В разделах раскрывается метод педагогического наблюдения, используемый для выявления одаренности и мониторинга развития.

Пятый, шестой, седьмой разделы относятся к организационной части программы.

Восьмой раздел - «Подготовка родителей (законных представителей) к сопровождению ребенка дошкольника в рамках его индивидуальной траектории развития» - освещает такой важный для развития одаренности вопрос, как просвещение родителей.

В второй части программы, формируемой участниками образовательных отношений, раскрываются возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, описаны принципы работы, основные инструменты организационно-документального сопровождения и ресурсная база.

Программа соответствует положениям Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ в части определения роли дошкольного детства как важного этапа в жизни ребенка. Программа соответствует задачам, сформулированным в Комплексе мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. №792-р2.

Фотография 1

Фотография 2

Фотография 3

Фотография 4

Фотография 5

Метки:
Комментарии (0)
Гости не могут комментировать данную статью. Для того, чтобы иметь возможность оставить свой комментарий, требуется авторизоваться на сайте.
Меню
Авторизация
Реклама
Партнеры
Поделиться:
Вверх