Этим летом делегация работников дошкольных учреждений Якутии побывала в новочебоксарском детском саду № 45 “Журавлики”. Их заинтересовал опыт работы ДОУ по республиканскому проекту, направленному на раннее определение способностей каждого воспитанника. Причем эта методика не только позволяет выявлять одаренных детей, но и помогает воспитателям и прежде всего родителям понять, какие задатки ребенка стоит развивать.
Как рассказала “Граням” заведующая ДОУ № 45 “Журавлики” Галина Московцева, детский сад уже три года реализует проект “Создание эффективной системы выявления задатков и способностей в детском саду и школе”. Суть проекта — выявлять и развивать способности, имеющиеся у ребенка.
“Главное для реализации проекта, — говорит Галина Московцева, — грамотные заинтересованные специалисты”. Именно они в процессе обучения или игры наблюдают и отмечают особенности каждого ребенка.
Например, обычная игра в деревянные кубики может много рассказать педагогам: ребенок выстроил дом идеально ровно, соблюдая все правила симметрии, — значит, можно отметить, что у него есть определенные технические способности. Если в построенном домике главный акцент сделан на цветовой гамме или ребенок из фигурок выложил узор — это задатки художественного таланта.
Ежедневные наблюдения, яркие высказывания детей, продуктивные результаты их деятельности вносятся в дежурную тетрадь, по которой затем проводится анализ способностей каждого ребенка. Далее информация попадает в индивидуальные карты развития воспитанников.
Заведующая также рассказала, что на первом этапе в проекте участвовали только дети старше четырех лет. В прошлом году внедрили эту программу в младшей группе, где занимаются малыши с трех лет. Но сейчас уже очевидно, что можно работать и с более юными воспитанниками — с двух лет. Конечно, выявить склонности к лингвистике, филологии или научно-исследовательской деятельности пока не получится. Но уже в таком раннем возрасте можно увидеть задатки театральности, способности к ритмике, хореографии.
Однако проект не ограничивается выявлением способностей. В ДОУ определены десять направлений, по которым ведется дополнительное обучение. Из нескольких групп детей примерно одинакового возраста (например, из старших и подготовительных) собраны подгруппы со схожими интересами. Каждый педагог выбрал одно из направлений и в свободное время дополнительно проводит занятия для своей подгруппы.
“В процессе обучения по каждому направлению стали проявляться лучшие, — говорит Галина Московцева. — Стало очевидно, что их дальнейшее развитие выходит за рамки нашей компетенции. Поэтому на этот учебный год заключены договоры на оказание платных услуг со специалистами Центра развития творчества детей и юношества.
Мы очень тесно сотрудничаем с родителями. Они сами не всегда могут правильно определить способности своего ребенка, поэтому нашу работу в данном направлении поддерживают. Регулярно сообщаем им результаты, советуем, какое профильное обучение для ребенка лучше выбрать. Мамы и папы воспитанников с удовольствием сами участвуют в совместных мероприятиях, которые проходят в ДОУ”.
Получается, что ребенок уже с детского сада может начать развивать свои способности, затем выбрать в школе профильное обучение и, возможно, уже определиться с будущей профессией.
В планах детского сада — тесно сотрудничать со школами, передавать результаты работы и отслеживать дальнейшее развитие способностей воспитанников. В конце августа должен состояться первый совместный педсовет школы № 17 и детского сада № 45.