Развитие логики
- «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные - по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
- Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
- Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
- Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин,фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки - домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
- Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами.
- Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера.
- Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков.
- Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку).
- Игры со всевозможными сортерами.
Развитие внимания
- Игра в «Найди пару» - с носочками, варежками, карточками (лото).
- Игра «Что в этой комнате?» - по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
- Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
- «Найди по звуку» - мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
- «Найди маму» - игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
- «Найди похожий узор» - разновидность игры «найди пару» - найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).
Изучение свойств предметов
- Большой-маленький.
- Названия цветов (как базовых – синий, красный и т.п. так и нетипичных – салатовый, розовый и т.п.).
- Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
- Один-много.
- Горячий-холодный.
- Высокий-низкий.
- Вверх-вниз.
- Предлоги.
- Грустный-веселый.
- Твердый-мягкий.
- Грязный-чистый.
- Спереди-сзади.
- Сухой–мокрый.
- Колючий.
- Гладкий.
- Шершавый.
- Легкий –тяжелый.
Лексические темы
- Посуда
- Рыбы
- Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья)
- Машины
- Кораблик
- Домики
- Цветы
- Грибы
- Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы)
- Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки)
- Овощи, фрукты
- Продукты, еда
- Животные домашние
- Животные дикие
- Одежда
- Мебель
- Птицы
- Части тела, части лица
- Насекомые (муравей пчелка и т.п.)
- Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи
Творчество
- Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе ("washable”) – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются
- Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде
- Рисование пальчиками
- Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски)
- Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет - внутри листа вырезается простой силуэт - например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество
- В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша
- Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально - все - таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п
- Лепка из пластилина, теста – учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку" и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному
- Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги
- Аппликация крупой
- Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто - получаются интересные орнаменты)
- Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.)
Развитие речи и артикуляции
- Продолжать учиться звукоподражанию, учить как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) - если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях)
- Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет
- Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику «Мама-радио» - стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок. Представьте себе учительницу китайского, которая бубнит себе под нос со скоростью 300 слов в минуту - как быстро вы заговорите на китайском? )
- Читать книги
- Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») - обычно это возможно осуществить в среднем - к двум годам (у всех индивидуально)
- По возможности - побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи "дай!", "скажи, что это", "скажи, как мяукает кошечка", и т.п.)
- Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания ("давай покачаем куклу, спой ей "а-а", "побибикай машинкой - "би-би", "попроси у мишки чашку, скажи, "дай, мишка!" и т.п.)
Развитие музыкального слуха, чувства ритма
- Логоритмика - танцы под музыку (например Железновых)
- Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных)
- Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо)
- Знакомимся с понятиями «быстрая - медленная музыка» «Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.)
- Знакомимся с понятиями «шум – тишина»
- Прослушивание классической музыки фоном
- Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает - мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности)
- Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – "принеси куклу, дай мячик")
Развитие сенсорики
Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
- Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.)
- Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.)
- Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
- Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани
Гимнастика и развитие координации
- Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др
- «Пройди по комнате, не задевая предметов» - передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями
- Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.)
- Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги)
- Катать мячики, машинки
- Кидать мячики
- Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте)
- Бить по мячу ногой
- Ползать по лабиринту (покупному или самодельному - из стульев и т.п.)
- Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван - с дивана, забираться на стул и т.п
- Учиться переносить различные предметы на подносе
- На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти – значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей ), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить - это может негативно сказаться на развитии суставов и костей
- Ходить по наклонным поверхностям - в горку, с горки, по пандусу, по лестнице
- Толкать тележку, игрушечную коляску
- Тянуть за собой предметы на веревочке
- Играть с мамой в догонялки
- Игры на фитболе по возрасту
- Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками
- Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.)
- Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам)
- Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках
- Учиться катать машинку через "тоннель”
- Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя)
- Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их
Ролевые игры
- Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а)
- Покорми, умой куклу
- Шофер - отвези игрушку на машинке-грузовичке
- Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню
- Стираем и развешиваем белье
- Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.)
Развивающие упражнения в быту
(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).
- Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» - т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»)
- Пить из трубочки, из чашки
- Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» - концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
- Учиться вытирать со стола
- Учиться собирать губкой воду и отжимать губку
- Переносить легкие, но крупногабаритные предметы ("помоги поставить тазик на место")
- Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом)
- Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой)
- Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу
- Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны)
- Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место)
Социальные навыки
Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.
- Здороваться и прощаться (ручкой или голосом)
- Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже)
- Делиться и меняться (не настаивать и не заставлять. Просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками
- Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка - настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п
- Показывать ребенку кукольный спектакль