В Центре дополнительного образования детей «Планирование карьеры» города Томска в течение пяти лет реализуется проект «Родитель и ребенок — успешное будущее России». Важным направлением этого проекта является работа с семьей по воспитанию одаренного ребенка. Педагоги-психологи Центра участвуют в проведении родительских собраний с элементами психологического тренинга школ города, проводят индивидуальные консультации с родителями по вопросам гармонизации семейных взаимоотношений, разностороннего развития личности. За пять лет в мероприятиях проекта приняли участие более 5000 родителей.
Одаренные дети нуждаются в развитии независимости, способностей самоуправления и самодисциплины. Общеобразовательная школа, как правило, не ставит перед ними индивидуальных задач, поэтому они должны опираться на собственные силы и сами ставить себе цели в достижении развития личностных способностей. А помочь в этом — прямая задача родителей, которые, чаще всего, являются первооткрывателями таланта своего ребенка.
Ответственность родителей проявляется в своевременном развитии в своих детях таких личностных качеств, как:
- интеллектуальная любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- привычка опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение помогать находить общий язык и радость в общении с другими людьми.
На занятиях с родителями психологи Центра «Планирование карьеры» акцентируют внимание взрослых на создании условий для развития личностных качеств, способствующих проявлению таланта. Первый шаг в этом направлении — принятие самими родителями соответствующих позиций, демонстрация этих качеств собственным поведением.
Стимулирующее влияние родителей на развитие одаренного ребенка — факт, подтвержденный многими биографическими исследованиями. Джон Стюарт Милль (1806–1873) — известный английский философ, логик, политэконом, этик и психолог был сыном Джеймса Милля, разностороннего мыслителя. Сын превзошел отца, как по известности, так и по масштабу своих идей, однако период становления сына прошел под необычайно сильным воздействием отца. Отец стал обучать Джона Стюарта греческому языку в 3 года, латыни — в 8 лет. Отец постоянно поощрял чтение исторической литературы. В этих книгах изображались энергичные люди, справляющиеся с необычными обстоятельствами и преодолевающие трудности. Трудности приходилось преодолевать и самому Джону Стюарту, так как отец порой был не просто требователен, но и суров. Например, ему приходилось практиковаться в написании стихов, а они давались плохо, но отец заставлял продолжать это занятие в обязательном порядке. Все же отец не столько загружал память Милля, сколько стремился развить его способность к пониманию и мышлению: «Все, что могло быть обнаружено при помощи мышления, сообщалось мне только после того, как я истощал попытки достичь его сам», пишет Милль в своей «Автобиографии».
Характерной чертой семейного воспитания талантливых детей является то, что наиболее активным родителем в воспитательном отношении выступает, как правило, отец, а не мать. Нежные любящие отцы, много времени уделяющие детям и матери, воспитывающие независимость, любознательность и гибкость, развивают в своих детях черты, ведущие к продуктивному творчеству.
Дэвид Льюис составил для взрослых ряд правил, исполнение которых стимулирует позитивное умственное развитие одаренного ребенка. Список состоит из сорока утверждений, вот несколько из них, активно используемых педагогами-психологами Центра в работе с родителями:
- Я отвечаю на все вопросы ребенка как можно более терпеливо и честно.
- Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
- Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
- Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
- Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
- Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его занятий.
- Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
- Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
- Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.
- Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.
- Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
- Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
- Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
Конечная цель нашей работы с одаренными детьми и их родителями по проекту «Родитель и ребенок — успешное будущее России» — создание психологического климата, в котором талантливый человек может использовать максимум своей энергии на продуктивные занятия. А делает счастливым одаренного ребенка то, что приносит удовольствие каждому ребенку без исключения — новые цели, новые объекты исследования, новые чувства и переживания.
А.А. Трофимова, педагог-психолог муниципального образовательного учреждения дополнительного обучения детей «Планирование карьеры», г. Томск
Журнал «Одаренный ребенок», №3, 2009