Талант и знания – яркий свет. Без них из тьмы исхода нет
Абу Абдаллах Джафар Рудаки
Качество жизни Счастливая семья Одарённые родители Талантливые дети О нас
Главная » Менеджмент счастливой семьи » Авторские статьи » Статья

Отцовство – это сложнее, чем материнство?

«Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно»
В. Буш
менеджмент счастливой семьи,модель

Материнство и отцовство – важнейшие понятия и особые системы воспитания и развития наших детей. От того, насколько осознанно и серьезно каждый из родителей будет относиться к этому важнейшему в жизни Делу, зависит и наша жизнь, и будущее нашего рода, и даже экономика всей страны.

Но если материнство – понятие устоявшееся, и как многие считают, фактически генетически определенная функция женского состояния, то с функцией отцовства – все не так однозначно. В последние годы было проведено много исследований, посвященных этим важнейшим функциям при изучении родительской роли в достойном воспитании потомства. Как и положено в науке, базовые исследования проводились на животных. Ибо значение общей природной составляющей человека и животных, сегодня не отрицается даже самыми консервативными и ортодоксальными оппонентами.

Главная роль самца внутри своего вида заключается в воспроизводстве потомства – то есть в передаче своей генетической информации, содержащейся в сперматозоидах, яйцеклеткам женской особи. Кроме того, в зависимости от вида живого организма, в роль самца иногда могут входить: защита представителей своего вида, добывание корма, воспитание потомства и др.

Размножение предполагает формирование взаимодействия взрослых самцов и самок. Биологическим оправданием такого взаимодействия животных в репродуктивный период является воспроизводство своего вида. Поэтому стратегические цели поведения самцов и самок совпадают. И самцы, и самки стремятся за свою жизнь произвести на свет как можно больше потомства. При наличии большого количества детенышей увеличивается вероятность появления в популяции новых признаков, обеспечивающих виду возможность более активной адаптации к постоянно изменяющимся условиям обитания.

Полигамные отношения у животных имеют место в пределах разных систематических групп, включая класс млекопитающих. Недостатки и преимущества воспроизводства на основе такого отношения полов видны и понятны. Преимущества заключаются в том, что возникает генетическое расширение разнообразия потомства за счет случайных половых контактов при размножении. Недостатком же такого отношения полов служит отсутствие всякой заботы о потомстве или перекладывание обязанностей по выращиванию потомства исключительно на самку. Но в этом случае самка надолго выбывает из процесса воспроизводства, в то время как самец продолжает распространять свою генетику, вступая в половые отношения с другими самками. Кроме того, полигамные отношения благоприятствуют близкородственным половым связям.

В условиях моногамных половых связей тактика поведения женских и мужских особей отличается. Самка заинтересована в удержании самца в паре с собою. Она готова передать некоторые функции по воспитанию потомства самцу с тем, чтобы запустить у себя следующий репродуктивный цикл. Самец же, исходя из своей главной стратегии расширять свое генетическое влияние за счет спаривания с другими самками, стремится вырваться из семьи, уклоняясь от воспитания потомства.

В условиях моногамных отношений самка в период ухаживания решает свою тактическую задачу. Она выбирает отца своих детей. Поскольку в процессе ухаживания участвует сразу несколько самцов, очевидно, что выбор самки, чаще всего, останавливается на самом физически сильном и настойчивом самце.

Очевидно, что участие обоих моногамных родителей в процессе воспитания потомства дает возможность экономить энергетические ресурсы за счет повышения выживаемости потомства. Именно в моногамных семьях самец более активно заботится о потомстве. Эволюция апробировала моногамный тип половых отношений во всех классах позвоночных животных. Однако наиболее широко моногамия распространилась в классе птиц и в классе млекопитающих. В пределах этих классов можно найти примеры разной степени участия отца и матери в воспитании потомства – от полного уклонения самца от процесса воспитания потомства до паритетного участия в этом процессе обоих родителей и полного устранения от процесса выращивания потомства матери.

Например, у обезьян мармозеток и львиных игрунок самец носит на себе детенышей (обыкновенно двойню) и возвращает их матери только на время кормления молоком. Основная тяжесть заботы о потомстве ложится на самца и у обезьян тити. У многих видов птиц в насиживании яиц принимают участие оба родителя (голуби, страусы, перепела). У страуса нанду и пингвинов процесс инкубации яиц обеспечивает самец.

Исследования показали, что участие самца в ухаживании за своим потомством не является поздним приобретением эволюции. Эволюция опробовала оба типа заботы о потомстве еще на самых ранних этапах развития животного мира. Вместе с тем, следует честно признать, что высокая роль отцовства в природе не нашла достойного распространения. Безусловно, роль матери в воспитании общего потомства является более весомой, чем роль отца. Особенно наглядно это наблюдается у млекопитающих. Ведь только мать способна к лактации и, значит, лишь она может обеспечить жизнь своему детенышу хотя бы на самой ранней стадии после рождения.

Следует отметить, что проявление родительских функций носит в большей степени характер внутренней, а не социальной направленности. Родительские действия могут стать социально ориентированными лишь после рождения детеныша и образования между детенышем и матерью/отцом связи на основе особых сигналов. Хотя последние исследования показывают, что у некоторых животных могут быть социальные взаимоотношения между матерью и детенышем еще до рождения последнего. Например, наседка обменивается звуковыми сигналами со своими будущими детьми в процессе инкубации яиц. Поэтому наседка безошибочно узнает своих цыплят сразу после их выклева. Высказываются предположения об использовании ультразвуковой коммуникации матери и плода у млекопитающих (грызунов, кошек) и музыкального восприятия у человека.

Связи между новорожденным и матерью в первые дни и недели после рождения активизируются в процессе обмена сигналами посредством основных каналов общения: вкусовых, тактильных, акустических, зрительных. Прочная связь между новорожденным и матерью гарантированно устанавливается после вылизывания новорожденного и первого кормления. / 1 /.

Успешность выживания новорожденных детенышей, в основном, зависит от правильного родительского поведения, которое является важным элементом естественного отбора. Забота о будущем потомстве у большинства животных начинается задолго до появления его на свет. Понятие «родина» для животных соотносится с перемещением их в места размножения, иногда с других материков или океанов. Животные на генетически подсознательном уровне выбирают свою гнездовую территорию, большинство из них тщательно ее охраняют и готовят место, приспособленное для рождения и воспитания будущего потомства.

В природе встречаются самые разные формы воспитания потомства: от полного безразличия до конкретных взаимоотношений между детьми и родителями. В простейшем виде забота о потомстве есть у всех организмов и выражается в том, что размножение происходит только в условиях, благоприятных для потомства, – при наличии пищи, подходящей температуре и т.д.

За годы многочисленных исследований ученые смогли найти лишь очень небольшое количество отдельных видов животных (насекомых, рыб, земноводных, птиц и млекопитающих), пока их известно лишь несколько десятков, у которых роль отца не менее, а в ряде случаев и более важна, чем роль матери.

В самых общих чертах среди них можно выделить следующие группы родительского поведения:

  • выращивание потомства одной самкой или одним самцом;
  • выращивание потомства обоими родителями;
  • выращивание детенышей в сложной семейной группе. / 2 /.

Весомые доводы наличия между животными и человеком генетического, анатомического и поведенческого родства приводит этология – наука о поведении животных. Вот самый основной научный довод. В настоящее время завершена расшифровка генома человека. Доказано, что человек и обезьяна имеют почти одинаковую генетическую наследственность – общую на 98,4 %. Это значит, что различия между человеком и обезьяной (самцом обезьян!) составляют всего лишь 1,6%, в то время как между мужчиной и женщиной эта разница составляет почти 5 процентов. Таким образом, физиологически мужчина ближе к самцу обезьяны, чем к женщине. А женщина, как вы уже поняли, ближе к самке обезьяны.

Конечно, такие провоцирующие подсчеты пренебрегают качественным аспектом: например, гены, способствующие развитию языка, искусства, философии и других наук, подчеркивают большой разрыв между родами у всех видов животных, включая человека. Такая родовая идентичность отлична от половой идентичности. (Серж Гингер, профессор, президент FORGE, Франция). / 3 /.

С анатомической точки зрения, самые главные наши отличия заключаются в различиях функций мозга мужчины и женщины. Исследователи в разных странах сходятся во мнении, что левое полушарие мозга более развито у женщин, а правое, так называемое эмоциональное, у мужчин. Женщина более вовлечена в вербальное участие и коммуникацию, тогда как мужчина больше подготовлен к действию и конкуренции.

Ученые объясняют фундаментальные различия между мужчиной и женщиной естественным отбором в течение более миллиона лет эволюции человеческих видов. Мужчина приспособлен к охоте на больших пространствах и расстояниях (а также к борьбе и межплеменной войне). Обычно ему приходилось вести молчаливую игру в преследование (с животными), иногда в течение нескольких дней, а затем находить дорогу обратно в свою пещеру (ориентация). В давние времена вербальный обмен был очень незначительным, подсчитано, что доисторический человек за всю жизнь встречал не более 150 человек. В течение того же периода времени мозг женщины приспособился к выполнению ее основного назначения – воспитания детей, что требовало вербального общения. Таким образом, на биологическом уровне мужчина запрограммирован на конкуренцию, женщина – на сотрудничество, значит, биологически психотерапия – женское занятие.

Эти наши различия закладываются в течение самых первых недель внутриутробной жизни, и, похоже, на них очень незначительно воздействуют в дальнейшем образование и культура. (Серж Гингер, профессор, президент FORGE, Франция). / 3 /.

Третья составляющая – поведение. Сегодня специалисты в области нейрологии и генетики считают, что наша личность определена на треть наследственностью, на треть – внутриутробной жизнью и на треть – приобретенными знаниями, на что влияют культурная среда, уровень образования, воспитание, случайные обстоятельства или психотерапия. Влияние наследственности, внутриутробной жизни, приобретенных на протяжении жизни знаний, по данным ученых университета штата Миннесота, в разной степени сказывается на умственной деятельности, восприятии музыки, спортивных достижениях и даже на оптимизме.

Посмотрим, как соотносятся эти особенности в вопросах материнства и отцовства. Законы животного мира – это простые, но жестокие законы выживания в природе. Они понятны и в вопросах секса. Самки не могут отдаваться каждому первому встречному, на уровне инстинкта они ищут носителя лучших генов, ведь им потом много лет возиться с потомством. Самцам же нужно как можно шире распространить свои гены, поэтому они, в противоположность женским особям, должны использовать всякий шанс, чтобы выполнить половой контакт. Это, в принципе, касается и людей, чему есть научное и практическое подтверждение сексуального поведения мужчин и женщин. / 4 /.

Материнство. С точки зрения науки, материнский инстинкт – это четко выстроенный биологический алгоритм заботы о потомстве, гарантирования его безопасности и обучения навыкам самостоятельной жизни в природе и социуме. Забота о потомстве – это перечень особых материнских рефлексов, выработавшихся в ходе длительной эволюции, для обеспечения сохранения вида. Исключение даже одного из этапов материнства может перевернуть весь процесс заботы и воспитания потомства на 180 градусов.

Мать обычно затрачивает больше времени и энергии на заботу о потомках, чем отец. Разный вклад родителей в выращивание потомства следует рассматривать как результат эволюционного развития, основанного на принципе минимизации затрат на необходимую родительскую опеку. Поэтому, если какой-либо ген у самца может так влиять, что груз родительской заботы перемещается на самку, то этот ген, вероятно, станет более частым в популяции. И наоборот, если ген у самки повлияет на ее поведение без дополнительного риска для потомства так, что от самца потребуется увеличить свой вклад, тогда этот ген, очевидно, будет распространяться в популяции.

Исследованиями биохимиков доказано, что материнский инстинкт, в основном, базируется на выработке пролактина (особого белка) во время беременности и лактации. Но, одновременно с этим, другие научные результаты продемонстрировали, что элементы материнского инстинкта могут формироваться и у бездетных, не кормящих самок млекопитающих, которым поручено воспитание чужих малышей.

Наглядные результаты были получены при изучении грызунов, приматов и людей. Ученые нейробиологи Мияко Фурута и Роберт Бриджес обнаружили, что интенсивный рост нейронов в субвентрикулярном отделе головного мозга наблюдается не только у беременных и кормящих самок, но и бездетных особей, которым доверили воспитание молодняка, в отличие от самок, которые не имеют своего потомства и не воспитывают чужих детенышей.

Наивысшего своего развития забота о потомстве достигает у современного человека, который обречён со дня своего рождения на длительную беспомощность и требующего особого обучения к условиям жизни в социуме культурной среды. Так, что в отличие от животных, где процесс взросления потомства занимает от рождения максимально три-четыре года, у человека современного этот период затягивается до 22-25 лет. То есть, до момента интеллектуального созревания, что выражается в создании человеком собственной семьи, имеющей своею основною целью воспитание детей. / 5 /.

Если мать решила рожать ребенка – значит, она готова его растить и воспитывать. А вот мужчинам в этом вопросе сложнее, во многих случаях им никак не удается свыкнуться с той мыслью, что они приобретают для себя новый статус отца, и должны нести за своего ребенка определенную ответственность, и теперь их социальный статус в жизни изменился. Им сложно порой осознать факт ответственности не только за себя, но и за другого маленького и беспомощного человечка, который будет требовать к себе большого внимания на протяжении не одного дня, а всей оставшейся жизни.

Нельзя утверждать, что женщины любят своих детей больше, чем мужчины. Это просто невозможно, так как любовь эта проявляется по-разному. Отцовская любовь более объективна и реалистична, в свою очередь материнская – слепа. Но если материнский инстинкт, как программа генетической готовности к материнству, заложена у женщин от рождения, то мужчинам нужно время, чтобы психологически осознать свое предстоящее отцовство. К тому же, сами женщины сами отстраняют мужчин от процесса принятия ими статуса отцовства. Они бессознательно боятся доверить мужчине даже небольшую заботу о ребенке: а вдруг он сделает что-нибудь не так, как надо?

По результатам многих психологических исследований, было выяснено, что ощущение собственного отцовства приходит постепенно, и чем старше становится ребенок, тем сильнее и сильнее становится данное чувство. По большей части, отцам необходимо определенное время для того, чтобы их разум осознал факт рождения на свет их ребенка. Это достаточно известное явление: мужчине всегда сложнее перестроиться на новую для себя социальную роль отца, чем женщине уже самим фактом рождения стать мамой.

И это вполне объяснимо и не удивительно, так как чем взрослее ребенок, тем легче и проще с ним общаться, его проще понять и дать ему то, что ему необходимо. С ребенком постарше можно разговаривать, совместно проводить время, творить, обсуждать его проблемы, помогать в занятиях. Зачастую отцы и дети активно занимаются определенным видом спорта, общими увлечениями, что приводит к сближению и развитию чувства отцовства и родственной близости. Большинство мужчин обычно не умеет вести себя правильно с новорожденными детьми, но потом все проще и проще находят общий язык со своими уже подрастающими детьми. Конечно, так это происходит не всегда и не у всех, и этот вопрос, который нам следует успешно разрешить.

Отцовские чувства развиваются постепенно, на первом этапе отцу необходимо принять ребенка, а также понять для себя, как правильно нужно вести себя с ним. Крайне важно, чтобы каждый папа понимал, что ребенку необходимо постоянно контактировать с ним, причем этот контакт должен быть максимально возможным. Зачастую молодые отцы стараются все силы отдать работе, а не общению с детьми, в итоге усталость и занятость не дает возможности контактно заниматься развитием и воспитанием детей. Могут быть и такие варианты, что отец по разным причинам может появляться дома несколько раз в год, но он, благодаря правильной позиции матери, остается непререкаемым авторитетом для ребенка. Важно отметить и тот факт, что чувство отцовства у некоторых мужчин может отсутствовать совсем как таковое.

Как бы там ни было, мы должны помнить о том, что дети одинаково любят своих родителей, вне зависимости от того – проявляется он в них или нет. Новорожденный ребенок, среди чужих лиц, всегда узнает не только свою мать, но и отца, и будет ему улыбаться.

На формирование инстинкта отцовства могут влиять различные факторы. И конечно, в первую очередь – это семья, в которой мужчина воспитывался, ведь большинство наших привычек, да и поведение, в целом, родом из нашего детства, из семьи, ближайшего окружения и друзей.

Чаще на желание стать отцом более всего влияет страх ответственности перед своими родителями, обществом и т.д. Но с другой стороны – это свидетельствует о том, что мужчина все же, всерьез задумывается о предстоящем изменении его социального статуса и понимает, что рождение ребенка – это совершенно новый этап в его жизни. /6/.

Между прочим, мнение, что самки отдают заботе о потомстве больше времени, чем самцы, ошибочно. Биологи выяснили, что в животном мире величина вклада каждого из родителей в воспитание потомства не детерминирована полом и зависит от того, насколько полезна будет та, или иная деятельность родителя для семьи и популяции в целом. Работа ученых опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Вклад каждого из родителей в воспитание отпрысков действительно различен, но это не значит, что родительские обязанности строго делятся по гендерному признаку. Специалисты провели исследования и выяснили: чем эффективнее мать или отец выполняют функции защиты или добывания пищи, тем больше времени они будут проводить с потомством, обучая его этим навыкам. Родитель, чей вклад в жизнь детенышей и партнера менее весом, будет продолжать выполнять повседневные обязанности. Ученые утверждают – такая модель заботы о потомстве обеспечивает его выживаемость и позволяет лучше приспособиться к условиям жизни в дикой природе. /7/.

Научные исследования истоков появления материнства и отцовства убедительно доказывают, что забота о потомстве – это одна из форм альтруизма. Затрачивая время и энергию на уход за детенышами, родитель увеличивает их приспособленность в ущерб своей собственной жизни во имя будущего потомства. Проявление родительской заботы заметно различается у разных видов и зависит от числа потомков, системы размножения и заботы о потомстве, проявляемой не только родителями, но и другими животными группы.

Мэйнард Смит пришел к выводу, что оптимальное поведение одного родителя зависит от того, что, скорее всего, будет делать другой родитель. Поэтому мы должны искать две разные стратегии: одну для самца, другую для самки, которые вместе способны образовать эволюционно стабильное состояние. Например, если самка вырастила своего детеныша до стадии, когда он готов вести самостоятельную жизнь, но оставляет его только для того, чтобы начать новый цикл размножения, такая политика снижает шансы на выживание нового потомства. Для самца было бы лучше не заботиться о почти самостоятельном детеныше, заставляя, таким образом, самку делать это, поскольку в таком случае самец был бы свободен и искал бы другие возможности для размножения. У самцов птиц, которые покидают самку после того, как она отложит яйца, есть возможность спариться с другими самками. Таким образом, естественный отбор благоприятствует оставлению самки, если у самца есть хороший шанс найти другую самку и если один родитель так же хорошо заботится о потомках, как оба. Если один родитель почти с таким же успехом заботится о молодых, как оба, и если есть хорошие возможности спариться снова после оставления партнера, то кто-то из родителей останется один.

Однако самка может принять такую стратегию, которая сделает менее вероятным то, что самец оставит ее. У самцов, которые охраняют самок непосредственно или защищая территорию, больше уверенности в их отцовстве, но меньше времени для поиска других самок. В ситуации, при которой репродуктивный успех пары зависит не только от родительской заботы, но и от степени затрат самки перед откладкой яиц, возможен ряд эволюционных стратегий, в том числе охрана или оставление яиц самкой или самцом.

Рассматривая варианты родительского поведения, наблюдаемого у птиц и рыб, Мэйнард Смит пришел к следующим выводам. У рыб родительская забота, как правило, отсутствует. У видов с внутренним оплодотворением о потомстве заботится обычно самка – вероятно, потому, что самец отсутствует, когда откладывается икра, а если даже и присутствует, – нет гарантий, что она оплодотворена его спермой, следовательно, и не в его интересах помогать в заботах о потомстве. При наружном оплодотворении о потомстве заботится обычно самец. Он может строить гнездо, как колюшка, сидеть на кладке, как морской конек и морская игла, или может защищать место, где отложена икра. При отсутствии заботы о потомстве самки рыб, откладывая икру, полностью расходуют резервы питательных веществ, поэтому, чтобы в такой ситуации могла возникнуть забота о потомстве, самка должна была бы либо откладывать меньше икринок, либо «взвалить» тяготы этой заботы на самца. Считается, что таково эволюционное происхождение отцовской заботы о потомстве у рыб.

Наиболее обычная форма проявления заботы о потомстве у птиц, в которой участвуют оба родителя, – это добывание пищи для птенцов и иногда насиживание яиц. Например, у серебристой чайки обязанности по насиживанию яиц разделены поровну. У видов, у которых насиживает только один из родителей, это почти всегда бывает самка. Тогда как самец может оставить самку сразу же после спаривания, самка не может искать другого партнера, пока не отложит первую кладку яиц.

Эволюция млекопитающих была направлена главным образом на развитие у самцов способности спариваться с возможно большим числом самок. У некоторых видов это привело к интенсивному соперничеству между самцами.

Мэйнард Смит сформулировал основные положения, определяющие, будет или нет иметь место забота о потомстве, и кто из родителей будет нести ее. Он перечисляет четыре меняющихся фактора:

  1. эффективность, с которой заботу о потомстве осуществляет один из родителей, а не оба;
  2. вероятность того, что самец, оставивший самку после оплодотворения, сможет спариваться еще;
  3. насколько успешно самка может защитить потомство после появления его на свет;
  4. уверенность самца в том, что данные конкретные яйца оплодотворены им.

Подводя итог, можно сказать, что родительская забота о потомстве это одна из форм альтруизма. На выращивание потомства родители затрачивают определенные усилия, что уменьшает их возможность выжить и продолжить размножение в будущем. /8 /.

С сожалением приходится сегодня констатировать, что и материнство, как основная функция женского организма, нацеленная на продолжение рода и воспитание ребенка, подвергается сильному социальному воздействию. Это, когда современная женщина в силу экономических, социальных, психологических и множества других факторов, уверенно полагает, что она может выбирать: рожать и заниматься воспитанием своих детей или заниматься собой (карьерой, бизнесом, творчеством, да мало ли еще чем можно заниматься в современном глобальном мире).

«Цивилизация» западного толка, запустившая такую псевдосвободу для женщин, уже оборачивается большой демографической проблемой для Европы. Семью, у которой нет своих детей, вряд ли можно назвать счастливой. Нежелание рожать детей, отношение к ребенку, как к лишней обузе, оборачивается против семьи, общества и человечества, в целом. Последнее может оказаться без будущего, если народы перестанут заниматься собственным воспроизводством, путем истинного развития своих детей, как в части здоровья, так и в области творческого формирования их способностей. Поэтому роль материнства и отцовства является очень важной для общества.

Ваш общий ребёнок должен быть желанным, но это, как правило, возможно, только в семье, где супруги любят друг друга и явно осознают свою высокую родительскую миссию по воспитанию детей. Поэтому зачатие и рождение ребенка должно быть делом совместно осознанным и продуманным любящими супругами. Плод, который на протяжении 9 месяцев развивается в атмосфере любви, является частью не только тела матери, но и всей семьи. Именно из общего единства супругов и будущего ребёнка собственно формируются чувства материнства и отцовства.

Родительство – это самая важная деятельность для существования любого народа и общества. Успешная жизнь человека в сложном мире природы и отношений с другими людьми в очень большой степени связана с тем, какое воспитание и развитие он получил в детстве. Именно родители, и в первую очередь, мать должна помочь ребенку сформировать правильные понятия об окружающем мире, о законах общества, о добре и зле. И это огромный и ответственный труд, для выполнения которого, родители самостоятельно отказываются от многих собственных привычек и некоторых потребностей. Ведь, чтобы ребенок был правильно воспитан, воспитанными должны быть его родители. / 9 /.

Для длительной заботы о ребенке, как мы уже отмечали, почти до 25 лет, кроме основного механизма родительского генетического инстинкта, который в животном мире длится не более 2-3 лет, родителям необходимо использовать что-то энергетически сильное и эмоционально значимое. И это сила – есть чувство любви, когда-то возникшее между двумя людьми, а впоследствии распространившееся на лучшее чудо природы – их ребенка. Истинное воспитание и развитие ребенка счастливым, социально адаптированным и успешным человеком можно осуществить только в атмосфере родительской любви. / 10 /.

На основании научных исследований в нейробиологии, в том числе с применением современных методов ядерно-магнитной спектроскопии при изучении мозга всех видов животных, включая приматов, ученые пришли к выводу, что первый период жизни является основным и самым важным. К 3 годам не только особи животных становятся взрослыми, но также развитие мозга человека завершается уже на 80-90 %. Физическая и интеллектуальная подготовка ребенка к жизни в современных условиях неопределенности развития науки и экономико-политической глобализации общества и мира требует от родителей в разы больших усилий, включая необходимые знания и умения, чем при воспитании детенышей животными.

И вот, взвесив все доводы, сравнив плюсы и минусы материнства и отцовства в мире животных и человека, мы приходим к выводу, что принципы ответственного родительства не являются исключительно генетически обусловленными. Даже у женщин доля материнских генов не превышает 30-40% от интегрированной суммы качеств лучшей матери. У мужчин генов заботы о потомстве, по-видимому, и вовсе нет. Поэтому главной задачей общества и государства становится задача формирования системы обучения молодежи основам, принципам и нюансам эффективного родительства.

Должна быть разработана комплексная многоуровневая система обучения, состоящая из двух взаимосвязанных и последовательных этапов: учения и самообучения. Процесс учения охватывает первые 20-25 лет жизни человека, начиная с раннего дошкольного возраста (3-7 лет), включает школьный период полового созревания (8-17 лет), однако, экспоненциальный максимум (по объему содержания и времени обучения) должен приходиться на период социальной готовности человека (18-25 лет) к созданию своей семьи, то есть на студенческий период его жизни.

Эффективность и результативность учебы ответственному и просвещенному родительству, безусловно, зависит не столько от программы обучения (20%), сколько от Учителя (80%), который сам про себя может сказать, что он счастливый супруг и родитель. При этом по отдельным вопросам обучения семейной жизни и родительского мастерства необходимо проводить раздельное обучение будущих матерей и отцов.

Процесс самообучения, безусловно, должен начинаться еще, возможно, в старшей школе, но его основные результаты достигаются в годы супружеской жизни, успешного родительства и становления семейной мудрости. Трудно прийти к самостоятельному обучению, не получив правильных знаний и необходимых умений в процессе первого периода учебы.


Интернет-источники:

  1. http://www.activestudy.info/struktura-associacij-neonatalnogo-perioda/
  2. http://www.zooproblem.net/povedenie/part1/zoopsixologiy/untitled11.php
  3. http://shaidurov.ucoz.ru/publ/on_i_ona/muzhchina_i_zhenshhina/razlichija_mezhdu_muzhchinoj_i_zhenshhinoj/56-1-0-246
  4. http://www.1tv.ru/anons/id=202609
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F2%E5%F0%E8%ED%F1%EA%E8%E9_%E8%ED%F1%F2%E8%ED%EA%F2
  6. http://bugachevskaya.ru/psychology-of-men/instinkt-materinstva-u-muzhchin/
  7. http://amic-med.ru/15295/
  8. http://www.osvita-plaza.in.ua/publ/zabota_o_potomstve/258-1-0-24512
  9. http://dic.academic.ru/dic.nsf/seksolog/527
  10. http://mamaexpert.ru/article/7-mifov-o-materinskom-instinkte#
Метки:
Комментарии (0)
Гости не могут комментировать данную статью. Для того, чтобы иметь возможность оставить свой комментарий, требуется авторизоваться на сайте.
Меню
Авторизация
Реклама
Партнеры
Поделиться:
Вверх