Богаче всех человек бережливый, беднее всех – скряга
Шамфор Себастьян Рок Никола
Качество жизни Счастливая семья Одаренные родители Талантливые дети БРС О нас
Главная » Все новости » Материал

Все дети могут научиться чему угодно

Все дети могут научиться чему угодно,учить детей,дети,обучение

Гармония – то, чего родители так хотят достичь в отношениях с детьми. Как же добиться заветной цели? Одна из книг американского ученого Гленна Домана так и называется: «Гармоничное развитие ребенка». Доман – врач-физиотерапевт, автор программы интенсивного интеллектуального и физического развития детей с самого рождения. Вот уже 70 лет в Филадельфии работает Институт реализации человеческих возможностей, одно из подразделений которого, Институт ускоренного развития ребенка под руководством Домана, как раз и учит родителей премудростям воспитания и обучения детей.

Философия Гленна Домана и его последователей проста: все дети любят учиться и могут научиться чему угодно

Чем младше ребенок, тем успешнее он обучается и тем больше удовольствия доставляет ему процесс познания. А родители – его лучшие учителя и наставники. Каждый кроха – Леонардо? В Филадельфийскую школу Домана приезжают родители со всего мира, чтобы узнать, как и чем можно заниматься с крохой. На семинарах ученый подчеркивает: «Каждый ребенок в момент своего обладает более высоким умственным потенциалом, чем тот, который демонстрировал когда-либо Леонардо да Винчи. Как и многие другие родители, вы можете научить своего ребенка 1,5–2 лет ходить на лыжах, кататься на велосипеде, говорить на пяти языках, читать по-японски, играть на скрипке и вообще абсолютно всему, что умеете сами». Доман указал на связь в раннем возрасте физического и интеллектуального развития. Он говорит о «физинтеллекте», призывая родителей уделять внимание стимуляции общей двигательной активности, развитию моторики и вестибулярного аппарата малыша. Гленн Доман считает, что возможности человеческого мозга безграничны – нужно только создать подходящую среду для развития крохи. А делать это, занимаясь с ребенком, предоставляя ему информацию, которую он с удовольствием усваивает, в которой нуждается, – легко и приятно. Нужно уметь любить и воодушевлять малыша, уважать его и радоваться его достижениям.

Особые дети

В сороковые годы XX века Доман начал разработку программы реабилитации детей с тяжелыми поражениями нервной системы. Основной ее целью была активизация умственной деятельности больных детей через обучение. В своей системе он использовал карточки с красными точками, картинками и словами. Эти карточки показывали ребенку короткое время, но по многу раз в день. Постепенно количество карточек увеличивалось. Карточки были раздражителями, которые стимулировали резервные здоровые клетки мозга. Проходили месяцы кропотливой работы, прежде чем больные дети начинали развиваться, двигаться, говорить. Умственно отсталые малыши догоняли в своем развитии сверстников. Они начинали ранее положенного срока говорить, считать, писать. Впоследствии методику Домана стали применять как развивающую для обучения и здоровых детей. На чем же базируется его теория? В своем развитии человек проходит определенные стадии. Так, стадий двигательного развития всего пять: младенец сначала шевелится, затем начинает ползать на животе, потом —на четвереньках, затем учится ходить и, наконец, бегать. Развитие зрения, слуха, речи и других функций происходит в строго определенной последовательности. Доман доказал, что ползание (вначале на животе, а затем и на четвереньках) крайне важно для развития малыша. Дети, которые ползали недостаточно и почти сразу начали ходить, отличались худшей координацией движений, у них не успевали сформироваться доминантные функции полушарий мозга. Впоследствии все это негативно сказывалось на развитии речи, обучении чтению и письму.

Учимся читать

Доман утверждает, что дети способны учиться читать целые слова с самого рождения. У них пока несовершенны навыки распознавания того, что они видят, потому в книгах Домана приводятся очень четкие рекомендации по размеру карточек со словами, размеру букв (не менее 7,5 см), цвету букв (красный), размеру полей (1,5 см). Буквы поначалу должны быть прописными. Подобные карточки можно сделать самим либо купить (карточки от „Умницы” Домана – Маниченко).

  • Первый этап обучения чтению подразумевает чтение отдельных слов. Затем вы станете учить малыша читать словосочетания, простые предложения, распространенные предложения и, наконец, книги.
  • Начинать следует с 5 слов, которые вы демонстрируете ребенку по 3 раза в день в течение 1 секунды каждое. Вы просто показываете карточку ребенку, называете слово, а по окончании блиц-урока хвалите и обнимаете малыша.
  • На второй день надо добавить еще 5 слов, и на третий день — еще 5 слов. Постепенно выходите на режим 25 слов в день, разделенных на 5 наборов по 5 слов в каждом. Ежедневно кроха будет знакомиться с 5 новыми словами, по 1 новому слову в каждом наборе из 5 слов, а 5 старых слов будут вами удаляться.
  • В качестве первых подойдут слова „мама”, „папа”, имена малыша и других членов семьи, названия любимых игрушек и действий.
  • Затем стоит подключить названия частей тела.
  • Следующий пласт лексики будет включать названия любимых блюд и продуктов, мебели, окружающей малыша, животных.
  • От существительных переходите к глаголам и прилагательным.
  • Накопив солидный запас, начинайте объединять слова в словосочетания.
  • Доказано, что для детей-инвалидов методика глобального чтения очень эффективна. Например, у ребят с синдромом Дауна слабо работает слуховая память. Видя слова написанными, дети легче их запоминают, усваивают и впоследствии используют в собственной речи.

Критическое мнение: слова целиком запоминаются ребенком механически, он не учится анализу и синтезу (раскладыванию слова на буквы и слоги и соединению букв и слогов в слова). Кроме того, система глобального чтения (чтения слова целиком) лучше работает с английским языком, чем с русским с его системой склонения, спряжения, большим количеством приставок и суффиксов.

Учимся считать

Гленн Доман уверяет, что нужно познакомить ребенка с математикой как можно раньше. Только не с абстрактными символами-цифрами, а с понятием числа.

  • Начните с понятия количества. Для этого нужно показывать ребенку карточки с возрастающим количеством точек (поначалу от 1 до 5), называя, сколько их.
  • Доман предлагает изготовить сразу 100 карточек из белого картона размером приблизительно 27 х 27 см, наклеив на каждую от 1 до 100 красных точек диаметром не менее 2см. С другой стороны карточки нужно простым карандашом надписать число — для учителя, то есть для вас.
  • В первый день надо показать ребенку 5 карточек (1–5 точек) 3 раза, во второй день добавить еще 5 карточек. Показывая карточку в течение 1–2 секунд, нужно четко назвать количество точек на ней. Поначалу следует показывать карточки по порядку (от 1 до 5), а позже и вразброс.
  • В дальнейшем вы должны показывать ребенку по 2 набора из 5 карточек в день, каждый из наборов — по 3 раза в день. Каждый день начиная со второго-третьего дня занятий из каждого набора удаляется по 1 карточке (наименьшее число в наборе) и добавляется по 1 карточке.
  • Не обязательно осваивать счет до сотни, чтобы перейти ко второму этапу, достаточно дойти до 20.
  • Второй этап – сложение. Вы показываете ребенку карточку с 1 точкой, говоря: „Один”, тут же – карточку с 2 точками, озвучивая: „Плюс два”. Откладываете карточки и говорите: „Равно три”, показывая карточку с 3 точками. Подготовьтесь показывать разные примеры в пределах 20.
  • Еще через 2 недели, в течение которых вы продолжаете показывать карточки с точками и занимаетесь сложением, можно заняться примерами на вычитание. Так же следует обучать ребенка примерам на деление и умножение, а затем вы перейдете к решению задач.

Критическое мнение: до освоения понятия числа необходимо освоить крайне важные для математики и мышления в целом понятия „больше – меньше (предметов в некоторой группе)”, „одинаковый – различный”, научиться успешно ориентироваться в понятиях цвета, размера, формы, уметь группировать предметы по этим и другим категориям.

Ходячая энциклопедия

Доман ввел понятия „бит интеллекта” и „категории интеллекта”. „Бит” – это достаточно большая карточка с отчетливой картинкой, на которой изображен только один предмет (например, птица или животное) без деталей. Категория интеллекта – это „биты”, объединенные в группу, например, 10 карточек с изображениями птиц. Все „человеческие знания” Доман счел нужным подразделить на 10 разделов. Это биология, история, география, музыка, искусство, математика, анатомия человека, общие знания, язык и литература. Когда ребенок усвоит в общей сложности 1000 карточек, нужно переходить к созданию „интеллектуальной программы”. Теперь при просмотре карточек вы будете сообщать не только название, например, птицы, но и где эта птица вьет гнезда, где она обитает, чем питается – от простого к сложному. Факты могут забыться, но вы будете развивать интеллектуальный потенциал ребенка.

Сомнения

На практике чаще всего получается, что родители сначала увлекаются идеей раннего развития, но быстро остывают. Уроки проходят нерегулярно. Со временем методика наскучивает самим родителям, и потому у них не выходит заинтересовать детей. В результате уроки напоминают механическое натаскивание или дрессуру. Гленн Доман не устает повторять, что развивается только то, что постоянно используется. Вы можете дать младенцу энциклопедические знания, но где он сможет их применить? У родителей возникает и еще одно сомнение. Чему демонстрация домановских карточек по строго определенным правилам может научить в плане творчества, самостоятельного мышления? Не лучше ли просто ВМЕСТЕ с ребенком разглядывать книги с картинками, читать детскую классику, рисовать и лепить, не перегружая мозг тем, что знать крохе пока не обязательно? Сторонники же теории Домана считают, что времени должно хватить на все, ведь занятия не отнимают слишком много времени у детей и ничто не мешает им познавать мир в игровой форме. Но вопрос о том, сколько может усвоить детский мозг, остается до сих пор открытым. Гленн Доман убежден, что возможности мозга безграничны. И все же все мы очень-очень разные.

Внимательнее относитесь к потребностям и способностям собственного чада

Учителя жалуются на то, что дети стали нервными, издерганными — возможно, это связано с все возрастающим количеством информации, поступающим в мозг маленького человечка по всем каналам? Не сосредотачивайтесь исключительно на диаметре точек и размере букв на карточках: будьте внимательны к нуждам ребенка.

Основные правила обучения ребенка:

  • Начинайте как можно раньше: чем меньше кроха, тем легче его всему научить.
  • Радуйтесь успехам малыша и хвалите его.
  • Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.
  • Создавайте подходящую обстановку для обучения.
  • Останавливайтесь прежде, чем малыш сам этого захочет.
  • Как можно чаще обновляйте изучаемый материал.
  • Будьте организованны и последовательны, проводите регулярные занятия.
  • Не проверяйте знания своего ребенка.
  • Тщательно и заранее готовьте учебные материалы.
  • Если вам или вашему малышу неинтересно, прекратите занятия.

Программа развития подвижности

Частота. Каждый день раз по десять опускайте ребенка на пол, побуждая его учиться ползать.

Интенсивность. Наблюдайте за тем, как быстро и насколько далеко он ползает (если вы используете специальный трек, можно нанести на него разметку в сантиметрах).

Продолжительность. Как минимум четыре часа в день малыш должен двигаться по треку или по полу.

Цель. Новорожденный должен проползать без остановки 60–90 см. Начиная с 2,5 месяцев, по Доману, малышу нужно каждый день проползать на 30 см больше. В дальнейшем ползание на животе перерастает в ползание на четвереньках. Когда малыш, по вашему мнению, готов перейти к этому этапу, можно просто положить его на ковер. Ворс сделает передвижение по-пластунски неудобным, и крохе придется перейти на четвереньки.

Частота. Десять раз в день кроха должен повисеть на ручках, держась за палку или большой палец вашей руки.

Интенсивность. Через одну-две недели постепенно начинайте поднимать малыша все выше и выше, чтобы он учился сам удерживать все больший процент веса своего тела.

Продолжительность. Около минуты на каждое занятие, 7–8 упражнений на хватательный рефлекс: до тех пор, пока хватка младенца не ослабеет или на лице не появится выражение озабоченности. Общая продолжительность — 10 минут в день.

Цель. Новорожденный ребенок должен висеть на большом пальце родите-ля или на палке 10 секунд, удерживая 50 % своего веса. Постепенно он научится удерживать весь свой вес. Впоследствии развитие мануальных навыков позволит ребенку легче научиться работать ручками, а потом — писать.

Программа развития вестибулярного аппарата

В книгах Домана есть упражнения по развитию равновесия. При покачиваниях малыш должен находиться то в вертикальном (не забывайте придерживать головку), то в горизонтальном положении. Можно осторожно подпрыгивать на месте и мягко скакать вперед с ребенком на руках. Полезно также перекатывать малыша на мате. Еще нужно помогать ребенку перекатываться со спины через бочок на животик и обратно.

Частота. Каждое из пятнадцати основных упражнений делайте как минимум один раз в день.

Интенсивность. Более медленно и осторожно, чем при выполнении всех предыдущих программ. Не утомляйте своего ребенка. Если сомневаетесь, снижайте темп.

Продолжительность. От 15 секунд на каждое упражнение, постепенно доведите время до 45 секунд. Общая продолжительность — 10 минут в день.

Метки:
Комментарии (0)
Гости не могут комментировать данную статью. Для того, чтобы иметь возможность оставить свой комментарий, требуется авторизоваться на сайте.
Авторизация
Реклама
Партнеры
Поделиться:
Вверх