Люди существуют друг для друга, чтобы учить друг друга или мириться друг с другом
Марк Аврелий Антонин
Качество жизни Счастливая семья Одаренные родители Талантливые дети БРС О нас
Главная » Талантливые дети » Статья

Система работы с родителями одаренных и талантливых детей

В первую очередь учить тех учеников, кто особенно хочет учиться, и учить их так, чтобы захотел учиться каждый
Педагогическое кредо
система работы с родителями одаренных и талантливых детей

От семейных традиций – к традициям класса

В документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов, при этом сразу ассоциируем Победителя с Россией!

Направления работы с семьями одаренных детей

Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – не только получить информацию, но и поддержать ребёнка и развить его способности в сотрудничестве с родителями.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности.

На развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей. Некоторые относятся отрицательно, другие просто игнорируют, третьи – положительно. И есть еще одна группа родителей, которые одаренность своего ребенка гиперсоциализируют (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).

Поэтому задача начальной школы – создать ребенку и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала.

Психологическое сопровождение семьи способного ребенка

Свою работу с семьями я веду по четырем направлениям:

  1. психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
  2. информационная среда для родителей;
  3. совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
  4. поддержка и поощрение родителей на уровне школы.

Информационная среда. Цикл родительских собраний по теме: «Мой ребенок – восьмое чудо света»

Более подробно.

1. Психологическое сопровождение семьи способного ребенка

По этому направлению я очень тесно работаю с психологом школы. Цель работы психолога с родителями талантливых детей - обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребенком. Данная работа направлена на:

  • расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
  • улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
  • выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;
  • установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

В целом работа с родителями направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно. Много информации для родителей я помещаю на своем персональном сайте. Здесь можно увидеть, как научные статьи, так и рекомендации, советы.

Электронный дневник «Учись учиться». «Юные исследователи»

2. Информационная среда

Специально для родителей класса разработан цикл родительских собраний под общей темой: «Мой ребенок – восьмое чудо света». Формы собраний очень разнообразные:круглые столы, конференции, практикумы, творческие копилки и т.д.

Здесь я предлагаю тесты, анкеты, для дискуссии разные ситуации. Здесь родители делятся своим опытом воспитания детей.

Большим подспорьем для развития кругозора родителей стал электронный дневник на моём сайте. В рамках «Дневника» создала две группы «Учись учиться» и «Юные исследователи» Для участников группы «Учись учиться» подобраны специальные задания и тренажеры для развития учебных навыков. Ребенок и его родители могут подобрать необходимые задания для отработки и совершенствования какого-то навыка.

Участники группы «Юные исследователи» - семьи класса, которым интересно заниматься исследовательской деятельностью. На страничках группы предлагаются интересные задания, родителей и детей знакомлю с лучшим исследовательскими работами младших школьников.

Работа с персональным сайтом. Размещение статей, рекомендаций

На своем персональном сайте я разместила рекомендации родителям одаренных детей:

  1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
  2. Оценивайте уровень развития ребенка.
  3. Избегайте длинных объяснений или бесед.
  4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
  5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
  6. Развивайте в своих детях следующие качества:
    • уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
    • интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
    • привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
    • умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей

3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей

В первый класс дети приходят после подготовительных курсов «Предшкольная пора», которые организованы при нашем лицее. К моменту окончания курсов я достаточно хорошо знакома с родителями и детьми. Работа по развитию творческого и познавательного потенциала детей начинается в летнее время перед первым классом. Лето – благоприятное время для решения воспитательно-образовательных задач. Целесообразно подготовить родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми. На майском собрании я информирую родителей о широких возможностях, как провести лето с ребенком интересно и полезно. Родителям сообщается, что в сентябре будет проведен конкурс «Наше необычное лето!» Предлагаю следующие темы:

  • Интересное вокруг меня (сфотографировать или зарисовать что-то необычное) что-то необычное.
  • Огородный волшебник (проведение опытов на садовых и огородных участках).
  • В далеких странах …. (фоторепортаж поездки).
  • В гости к маленьким друзьям (провести наблюдение за насекомым).

Они разнообразят отдых, сделают его насыщенным, интересным, а, самое главное, полезным для умственного, познавательного, художественно – эстетического и физического развития младшего школьника. Еще до поступления в первый класс, я рассказываю родителям о летней предметной школе для одаренных детей.

Правильные рекомендации по проведению летнего отдыха с детьми, на мой взгляд, дают родителям больше возможностей и идей для совместных с детьми экскурсий, интересных и полезных дел и творческих работ, а у детей больше положительных эмоций, приятных воспоминаний.

Еще одним важным моментом, когда начинаю обучать первоклассников, объясняю родителям, что одарённая личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере общения (лидерство).

Делаю я это для того, чтобы родители смогли правильно соотнести одаренность своего ребенка с одной из областей.

Во время учебного года родители и дети организуют совместные проекты разнообразной тематики, делают презентации своих проектов на тематических неделях.

Критерии и показатели результативности

Каких показателей можно добиться, системно работая с семьями одаренных детей?

Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня.

Эффективность и качество подготовки одарённых детей.

Мои дети побеждают в олимпиадах, конкурсах разного уровня, со 2 класса участвуют в научных чтениях. Так в 2011- 2012 учебном году Уртенова Полина получила диплом за высокий результат в международном математическом конкурсе «Кенгуру» за высокий результат среди учащихся 4-х классов Ставропольского края. Алексеева Надежда получила диплом I степени и стала победителем 10 краевого фестиваля «Твои возможности, человек!» в г. Невинномысске, а также заняла первое место в городском конкурсе исследовательских работ «Удивительное рядом!». Три моих ученика опубликовали свои проектные работы в социальной сети работников образования на сайте «Проект для одаренных детей Алый парус».

Одним из критериев результативности является удовлетворенность учащихся, родителей, учителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе.

Дмитрий Черкесов занял в Сочи первое место «Юные таланты» по вокалу, получил сертификат на 50000 рублей и был приглашен на гала-концерт в Москву, где получил приз зрительских симпатий. Лера Куликова стала призером и заняла 2 место в городском конкурсе бальных танцев.

Участие учащихся, педагогов в смотрах, олимпиадах, конкурсах

4. Поддержка и поощрение родителей на уровне школы

Работа родителей обязательно должна поддерживаться и поощряться школой. В конце года я провожу совместный праздник детей и их родителей «Мы славим тех, кто нас прославил». На сцену выходят не только дети, которые являются Честью и Славой класса и лицея, но и их родители. Родители частые гости моего сайта, поэтому обязательно пишу на сайте поздравления и благодарности родителям.

В конце года всегда вручению грамоты и благодарственные письма родителям, которые в сотрудничестве с учителем создавали комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала своих детей.

Традиционными стали в моем классе концертные программы детей для родителей.

Таким образом, я попыталась представить Вам лишь маленькую часть огромной деятельности учителя и родителей по поддержке и развитию одарённости.

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал обильный плод.

Метки:
Комментарии (0)
Гости не могут комментировать данную статью. Для того, чтобы иметь возможность оставить свой комментарий, требуется авторизоваться на сайте.
Меню
Авторизация
Реклама
Партнеры
Поделиться:
Вверх