Процветание государства, благополучие народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания
Николай Иванович Новиков
Качество жизни Счастливая семья Одаренные родители Талантливые дети БРС О нас
Главная » Талантливые дети » Статья

Задатки ребенка: нужно ли их выявлять, если нет валидных методик?

задатки ребёнка,нужно ли выявлять задатки

«В связи с новыми подходами к системе дошкольного воспитания, диагностика задатков и развитие обнаруженных наклонностей у дошкольников является актуальным. Но, к сожалению, методик, валидных и надежных тестов для определения способностей у дошкольников практически нет. Какие методики используете Вы? Важно не ошибиться, не упустить время. Личность дошкольника, на мой взгляд, должна развиваться гармонично». Так комментирует Лариса Попкова аннотацию и материалы, предоставленные мною, как автором, на 13-й Всероссийский интернет-педсовет: [ссылка].

И ее мнение, как и мнение большинства иных высоконаучных специалистов в области детской психологии и раннего развития, судя по их регалиям, наличию дипломов, степеней, учебников, монографий и личных сайтов для оказания платных консультаций, весьма весомо и для родителей и для педагогов-практиков (воспитателей ДОУ и школьных учителей), ежедневно работающих с детьми. Только пользы мало от такого вот заключения: «Важно не ошибиться… Личность дошкольника должна развиваться гармонично». Куда как проще, ничего не делать – значит, не ошибаться! Не ошибаться самим, но самое главное, не давать действовать другим, чтобы и они, не дай Бог, не ошиблись.

И вот, из боязни ошибиться, воспитатели, даже если и обнаружили у ребенка какие-то задатки, например, в музыке или в художественном творчестве, ничего сами не делают для его развития и, уж тем более, ничего не говорят про возможности их развития родителям ребенка. А ведь иначе произойдет «ужасная катастрофа», если преждевременно поставить печать «талант!» на судьбу пятилетнего ребенка, который впоследствии окажется просто классным музыкантом. Но вот какой грех страшнее: бездействовать, из страха сделать что-то не так, или делать, ошибаться, исправлять ошибки и снова действовать? Разумному человеку, наверное, мне так кажется, вывод понятен.

Сегодня суровая статистика, составленная на основе данных «не валидных методик и тестов», свидетельствует, что одаренных детей у нас рождается лишь около 5%. Правда, это число потом с годами обучения детей в системе застандартизированного российского образования еще в 5-10 раз сокращается. Вот такая арифметика… Это, как аксиома, не требующая доказательства, но которую нужно принимать, как свершившийся факт. При этом, с другой стороны, опираясь на другие научные изыскания, те же самые ученые от дошкольной педагогики уверенно заявляют, что каждый интеллектуально здоровый (сохранный) ребенок талантлив или одарен в какой-нибудь сфере человеческой деятельности. Ну, разбери их тут!

О статистике. Напомню известное высказывание», приписываемое премьер-министру Великобритании Бенджамину Дизраэли: «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика. Так вот, в данном случае, результаты статистики по одаренности, даже исходя из тех же научных обоснований, в десятки и даже сотни раз отличаются от потенциальных возможностей, заложенных в человека Богом, судьбой или родителями, кому как ближе. На каком же этапе происходит прощание с так и не раскрытой одаренностью ребенка, с его задатками, так и не ставшими способностями и талантом? И на это у нашей науки есть абсолютно точный ответ – в период детства, на этапе раннего развития человека, от 2-3 лет и, в основном, до 15-17 лет. Это период самого благоприятного выявления и эффективного развития наклонностей человека в творческие способности.

В такой ситуации, боясь показаться полными неучами, когда сами ученые признали, что «к сожалению, методик, валидных и надежных тестов для определения способностей у дошкольников практически нет», большинство родителей и педагогов-практиков, вздохнув глубоко и огорченно, поднимают высоко вверх правую руку, а затем обреченно и резко ее кидают вниз: «Ну и все! Значит, нет у ребенка никакой одаренности». Для большинства вопрос однозначно разрешился на «научной основе». Наш ребенок как все, что же тут плохого?

Но настоящие родители, искренне любящие и уверенные в уникальные способности своего ребенка, правда, пока никак еще не проявившиеся какими-то особенными задатками, используют привычный метод «тыка». И начинается исследовательская экспедиция-поход с ребенком по спортивным секциям, художественно-музыкальным школам, танцевальным кружкам, в общем, по всем возможным центрам дополнительного образования, в зависимости от наличия личных финансовых средств и возможностей их населенного пункта. Авось где-то этот самый талант ребенка, может быть, и выстрелит. Хотя бывает и проще. Не получилось у самого родителя в детстве научиться играть на фортепиано, так пусть хоть мой ребенок в «музыкалке» поучится! А что касается личного детского интереса-мотивации к той или иной деятельности, то на это обычно обращают внимание только самые умные родители.

Априори, вот такая картина вырисовывается. Но, чтобы прояснить все нюансы сложившейся ситуации, было решено организовать и провести широкомасштабное исследование в Чебоксарах, как в самом развитом в системе дополнительного образования муниципалитете в республиканской системе образования Чувашии. Исследование направлено на изучение родительской оценки деятельности образовательных учреждений (детских садов и школ) города по работе с одаренными детьми. Решено опрашивать родителей детей дошкольного и младшего школьного возрастов на предмет эффективности существующей системы выявления задатков, диагностики наклонностей, сопровождения, поддержки и развития одаренных детей. Основными местами для опроса определены учреждения дошкольного образования и школы, а также места воскресного отдыха детей с родителями. Для анкетирования родителей выбран период времени между ожиданием завершения занятий и одеванием детей перед их уходом из образовательного учреждения.

Метки:
Комментарии (0)
Гости не могут комментировать данную статью. Для того, чтобы иметь возможность оставить свой комментарий, требуется авторизоваться на сайте.
Меню
Авторизация
Реклама
Партнеры
Поделиться:
Вверх