Мы с детства привыкли, что когда идем в поликлинику на прием к врачу, то сначала в регистратуре получаем свою медицинскую карту. И врач в своем кабинете, перед тем как что-то начинать с нами делать, обычно знакомится со своими и основными записями врачей-коллег, ранее внесенными в Вашу медкарту. Далее следуют вопросы, что Вас привело, какие жалобы и самочувствие. Бывает, что информации, полученной из Ваших ответов, ему не достаточно для принятия правильного лечения. И врач назначает больному сдать ряд необходимых анализов, пройти специальное диагностическое исследование, чтобы увидеть реальное состояние пациента и на этом основании составить индивидуальный курс лечения. Все это он отражает в Вашей медкарте, приклеивая в нее результаты проведенных исследований.
Никому из нас это не кажется неправильным или излишним иметь индивидуальную медицинскую карту. Наверное, когда у некоторых пациентов есть личный врач, который знает состояние своего пациента вдоль и поперек, такая медкарта, возможно и не нужна. Хотя, с точки зрения, предостережения от возможных последствий, опытный врач будет обязательно фиксировать в медкарте, как результаты проведенных анализов, так и свои рекомендации по лечению.
Быть здоровым, безусловно, очень важно. Но для человека, считающего себя Homo Sapiens, не менее важно быть успешным и чувствовать себя состоявшимся. А вот эти показатели жизни своими корнями уходят в раннее детство ребенка. Если точнее, то в реализованные способности, выросшие из задатков и наклонностей (склонностей, как модно говорить в околонаучных кругах) и выпестованные добрыми и сильными руками лучших Учителей.
Здесь следует провести прямую аналогию генетических предрасположенностей человека к тем или иным заболеваниям с такими же генетически обусловленными задатками будущих способностей и одаренности. Само слово одаренность подразумевает, что мы получаем некий ДАР свыше, в первую очередь, от наших родителей. Поэтому, чтобы как можно раньше предугадать возможное направление перспективного развития ребенка, следует собрать информацию обо всех лучших представителях рода ребенка с указанием их достижений в соответствующей сфере человеческой культуры.
Для врача основной информацией для назначения лечения являются данные результатов анализа, выходящие за норму, за средние показатели. Тогда как для педагога, работающего на развитие ребенка, а не на почасовое его сопровождение в условной «камере хранения», под названием детский сад или школа, такими показателями будут выявленные им задатки ребенка, которые выражены лучше, сильнее, ярче, чем у других детей этой группы в садике или одноклассников в школе.
Значения показателей, характеризующих работу органов человека в нормальном, здоровом режиме, опытный врач-диагност знает наизусть, а если в чем-то не уверен, то у него всегда под рукой необходимые медицинские справочники. В этих справочниках, кстати, содержатся и принятые (разрешенные) методы лечения, которые можно адаптировать под конкретного больного. Воспитателю в группе детского сада или учителю в школе, с одной стороны, несколько труднее, потому как нет объективно выявляемых цифровых показателей одаренности. Но, с другой стороны, ему проще, потому как педагог может, простым методом сравнительного наблюдения, выявлять кто из детей, вверенной ему группы, обладает более сильными задатками в той или иной сфере направления развития ребенка.
Видеть в каждом интеллектуально здоровом (сохранном) ребенке Микеланджело или Леонардо (да Винчи или ди Каприо, кому как больше нравится), именно в этом истинная роль педагога. И первая скрипка в этом оркестре (Развитие Одаренных Детей), под руководством дирижера – умного родителя, находится в руках воспитателя группы дошкольного учреждения, или первой учительницы, в класс которой ходит будущая одаренность. Именно они первыми, часто даже раньше, чем родители, становятся свидетелями и даже источниками первых маленьких проявлений задатков и наклонностей у будущих талантов. Как же важно вовремя зафиксировать это пусть незначительное позитивное отличие данного ребенка от средних показателей детей в общей группе. Чтобы потом с восторгом поделиться своим открытием с родителями ребенка. С одной только целью – привлечь их к процессу по выработке программы индивидуального развития, как личного «Лифта в будущее» одаренного ребенка у лучшего педагога.
Врач, контролирующий ход лечения своего пациента, проводит, время от времени, промежуточные и контрольные исследования и анализы. Он должен видеть, что процесс идет в правильно направлении, а если появляются новые неожиданные результаты, нужно быть готовым, чтобы внести специальные корректирующие шаги в текущее лечение. Схожая аналогия и с процессом выявления задатков и развития способностей ребенка. Внимательный педагог должен отслеживать, как со временем происходит динамика развития обнаруженных задатков. Еще более внимательно он должен реагировать на возможное проявление новых задатков и иных наклонностей, чтобы своевременно предложить родителям и самому ребенку новую траекторию его возможного развития.
Именно для такого процесса ранней диагностики и развития задатков и наклонностей одаренных детей предназначена авторская Карта диагностики и развития ребенка. Карта может иметь три уровня: дошкольный период (с 3 до 7 лет), период начальной школы (с 7 до 11 лет) и период интеллектуального развития (с 11 до 15 лет). Но именно первому, дошкольному периоду жизни ребенка разработчики предлагают уделять главное и основное внимание. Потому что все наши достижения родом из детства.
Сама по себе предлагаемая Карта диагностики и развития ребенка – это не новая методика, и не технология, это условно новый, но очень необходимый инструмент для достижения эффективных результатов по своевременному выявлению задатков и раннему развитию способностей детей. Также как и медкарта не является для врача специальной методикой или технологией лечения пациента. Но именно эти карты помогают отслеживать во времени все этапы развития болезней-способностей, от их первого проявления до стадии успешных результатов. Одновременно они являются источником, исходной точкой для профессиональной оценки специалиста, врача или педагога, по таким показателям, как их умение своевременно обнаруживать болезни-наклонности и назначать правильное лечение-развитие.
«Как все просто и понятно», «Почему такой карты раньше никто не придумал», «Стало интереснее работать, потому что стараешься увидеть в каждом ребенке скрытые возможности», «Теперь родители детей ценят больше нашу работу» - вот только несколько высказываний воспитателей и заведующих детских садиков, в которых ведется наш проект как республиканская экспериментальная программа.
Миссия проекта: «Мы хотим помочь родителям быть счастливее, потому что их дети здоровые и талантливые». И в этом некоторую помощь оказывают медкарта и карта развития ребенка.