Выбор, осознанный выбор, принятие судьбоносного решения – такие знакомые и ставшие уже заезженными, набившими оскомину, слова. Мы слышим их практически каждый день, они стали нашим привычным фоном, за которым, увы, редко что в личной жизни меняется. А почему такие, в принципе, правильные слова для абсолютного большинства людей ничего уже не значат? На мой взгляд, все не просто, а очень просто, – потому, что у нас такое образование. Образование, основанное на словах. Слова, которыми написаны умные учебники и задачники для школы, техникумов, колледжей и вузов, красивые, научные и как бы очень важные. Учебники пишут академики и профессора с доцентами, пишут фактически для себя, о своем наболевшем, потому как сильно оторваны от реальной жизни, которая протекает за стенами их лабораторий и институтов. Поэтому и задачи, предлагаемые для решения, носят классически теоретический характер: в бассейне две трубы, из одной вода в бассейн вливается, а из другой – выливается и т.д. и т.п.
Я – преподаватель, по должностным обязанностям – заместитель директора в своем институте, но фактически, по объему проводимых занятий в последние семь лет, я больше всего провожу времени на предприятиях и в школах. Мне там также интересно, как и на занятиях со своими студентами. И, наверное, им тоже, раз приглашают снова и снова, несмотря, на антистандартные темы моих лекций и форму проведения занятий. Но не стандартными они кажутся только на первый взгляд, до момента разъяснения авторской модели качественного менеджмента, основанной на философском понятии антиномии.
Словарь русского языка для школьников (автор-составитель И.Н.Борисова, 1999) так определяет это понятие: «Антиномия – противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, каждое из которых доказано логическим путем». В малом энциклопедическом словаре «Русская философия» (М., 1995) понятие «Антиномизм (антиномичность)» рассматривается как философская позиция, согласно которой основным признаком истины является антиномия, т.е. напряженное противоречие противоположных, рассудочно несовместимых положений. Истина должна быть также противоречива, ибо антитезис влечет тезис, а тезис влечет антитезис, совокупность же тезиса и антитезиса и есть антиномия. Формула антиномичности – не «или то, или другое неистинно» и не «ни то, ни другое неистинно», а «и то, и другое истинно, но каждое – по-своему», а их единство сверхрассудочно. Бессмысленно подходить к непостижимому с принципом «либо-либо», здесь возможен только принцип «и-и».
А если еще проще, то любую систему отношений можно образно представить как линейную шкалу с крайними позициями антиномий на противоположных полюсах. Например, система цвета: «белое» или «черное», действие: «начало – конец», существование: «жизнь – смерть», система целого: «ноль – единица», заряды: «плюс – минус», принятие решения: «да – нет», осознание бытия: «материализм – идеализм», система власти: «авторитаризм – демократический либерализм», социосистема: «капитализм – социализм». То есть, любая система в условиях данной модели – это условная шкала, которая содержит позиции с противоположными качественными и количественными параметрами.
Представляя систему как шкалу, надо, безусловно, видеть и ограниченность модели, но вместе с тем понимать и использовать ее возможности. Например, что любая шкала имеет деления, определяющие количественные параметры качественных позиций. Осознание этого помогает увидеть весь диапазон перехода от одной крайности к другой. Таким образом, предложенная модель антиномии может служить простым объяснением и образным отражением базовой сути основных законов философии: «Единство и борьба противоположностей», «Отрицание отрицания» и «Переход количества в качество».
Качество – такое модное слово и, похоже, очень важное понятие в современных условиях. А уж такое сочетание слов, как «качество жизни» носит чуть ли не общегосударственный характер. Но если по сущности качества большинство людей более или менее согласились и пришли к следующему определению: «Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности» (МС ИСО 8402-1994). Но при определении, такого системного показателя, как «качество жизни», много копий было сломано.
В течение пяти последних лет я достаточно активно продвигаю свою модель, имеющую, на мой взгляд, определенные преимущества и, к тому же по основным параметрам плотно совпадающую с показателями, лежащими в основе методики расчета уровня качества жизни в различных государствах мира, предложенной ЮНЕСКО-ООН. Первая книжная авторская публикация модели вышла в 2007 г.
Но перед тем, как вы начнете читать и знакомиться с моим очередным постом, я хочу привести слова своего любимого философа А. Шопенгауэра: «Когда мы читаем, за нас думает другой: мы только воспроизводим его умственный процесс... Вследствие этого при чтении мы избавлены в значительной степени от работы мысли... при чтении наша голова служит ареной чужих мыслей. Тот, кто читает очень много и почти целый день, а остальное время проводит, ни о чем не думая, тот постепенно утрачивает способность мыслить самостоятельно... Если все читать и читать без конца, не обдумывая затем прочитанного, оно не пускает корней и по большей части гибнет».
Основной учебный курс, который я читаю студентам старших курсов вуза, в котором служу, называется «Управление качеством». В стандарт высшего образования по данному предмету включены минимальные требования. Их не так много, поэтому приведу их полностью: «Сущность качества и управления им, основные методы управления качеством, сферы приложения методов управления качеством; квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения». Что тут скажешь? Очень хорошо, что нет никаких ограничений, и творческий преподаватель по данной дисциплине, в принципе, не ограничен таким минимумом требований стандарта, что является, по моим данным, скорее исключением, чем правилом в организации и проведении учебного процесса в вузе.
При этом ежегодно в учебную программу курса вносятся новые акценты и материалы, что составляет около 20 до 40% от объема всего курса читаемой дисциплины, адекватный перевод названия которой на русский язык, скорее, нужно читать как «Качественный менеджмент». Это дисциплина, если посмотреть на нее системно, с точки зрения гуру менеджмента Эдвардса Деминга, интегрирует все общепрофессиональные и специальные дисциплины осваиваемой специальности «Менеджмент организации». Но необходимым, хотя и не достаточным, условием для ее освоения и активного применения менеджмента следует считать практический самоменеджмент. А вот здесь сам собой выплывает вопрос о качестве собственной жизни. И без ясного прояснения для себя всех его составляющих, у личности не будет ясно выраженной системы стратегических действий или личной миссии, как смысла собственной жизни.
Различными учеными и консультантами давно и с разной степенью успешности предлагаются всевозможные модели системного принципа «качество жизни». Цель создания таких моделей – анатомировать систему под названием «качество жизни» на отдельные показатели, составляющие ее как «пазлы». Так, организация ЮНЕСКО, отмечая общегуманистический смысл этого комплексного показателя, разработала единые подходы-критерии к оценке и задачам каждого государства по выстраиванию в своей стране системного обеспечения своих граждан необходимым уровнем качества жизни. Этой организацией были предложены 8 основных параметров этой надгосударственной оценки жизни в той или иной стране:
- уровень загрязнения окружающей среды;
- рациональное питание;
- уровень безопасности и состояние правового поля;
- справедливость;
- участие в жизни общества;
- равенство мужчин и женщин;
- уровень здоровья;
- уровень образования.
Присоединяясь к сонму радеющих за качество жизни, а самое главное, желая быть более понятым студентами, при разъяснении на лекциях параметров менеджмента качества и базовых показателей качества жизни, я разработал, не взыщите, свою модель. Эту модель под названием «Пирамида качества жизни» следует рассматривать как дополнение к общепризнанной модели под названием «Пирамида потребностей Маслоу». Таким образом, получается интегрированная «Модель потребностей и качества жизни Маслоу-Волкова», которая уже активно распространяется в научно-образовательной среде и среди практикующих менеджеров (см. следующий пост).