Каждый ли ребёнок может стать выдающимся профессионалом? Наш ответ, возможно, удивит некоторых — практически каждый. Каждый интеллектуально здоровый ребёнок, не имеющий серьёзных психических или физических отклонений, может стать Леонардо или Микеланджело своего Дела. Главное – это вовремя выявить его наклонности и предрасположенность к той или иной деятельности. Сегодня во всех российских школах и даже в некоторых «продвинутых» детских садиках, педагоги и родители составляют и наполняют «портфолио» достижений детей, прикладывая черно-белые копии и цветные сканы их дипломов и грамот побед, а также свидетельств и сертификатов участия в различных конкурсах и соревнованиях.
И это правильно. Вот только очень часто, почему-то, ни дети и ни родители не придают этому вороху бумаг особого значения. Более того, на встречах с родителями и педагогами, мне часто задают вопросы типа: «Да, мы заметили (или пока еще не заметили) в своем ребенке, например, музыкальные задатки. И что нам теперь делать?» Большинство удивится, есть же стандартный, лежащий как бы на поверхности ответ: «Ведите ребенка в музыкальную школу». Настолько стандартный ответ, что родители на него отвечают сами: «Приводили, его прослушали и даже приняли, но уже через месяц-два-три, в лучшем случае уже через год, ребенок бросил занятия и не хочет ходить в музыкалку».
Немного отвлекусь и расскажу свою похожую родительскую историю. Наш средний сын еще в дошкольном возрасте отметился своеобразными рисунками, точными линиями, правильными силуэтами. Мы с женой прошли этот стандартный путь. Сначала выяснили, где поблизости, по месту нашего жительства, находится детская художественная школа и параллельно с занятиями в 1 классе своей школы мы стали его по вечерам два раза в неделю возить в художественную школу. Недолго, как и большинство других родителей. Антошке занятия у молодого педагога, к которому нас определили, не нравились, да и мы никакого прогресса в умениях ребенка не увидели. Поэтому, когда сын сказал, что все, он больше не будет ходить в художественную школу, мы с чувством одновременного облегчения – по два с половиной часа два раза в неделю будут сэкономлены, быстро согласились с таким решением. При этом, конечно же, сделали вывод, что значит, нет у ребенка художественных способностей. Но это оказалось не так, или не совсем так. Позже, в старших классах, а затем, уже, будучи студентом, он никогда не бросал карандаш, а впоследствии даже заменил его на фотоаппарат и фотошоп. Сейчас он профессионально занимается фото-художественным творчеством, которое кроме удовольствия приносит ему и какие-то доходы. Вот только пришел он к этой цели длинной окольной дорогой, хорошо, что она все-таки вывела его на то детское увлечение. Но жаль, что не повстречался ему вовремя свой Учитель.
И сразу же другая наша родительская история, полная противоположность первой. Здесь речь пойдет о нашем третьем сыне, Федоре, который младше Антона ровно на 10 лет. В нем очень рано проявились музыкальные наклонности, чувство музыки и такта, хороший слух, музыкальная память, желание подпевать. Мы с привычным чувством родительского умиления и удивления наблюдали за его «творчеством» достаточно долго, аж до окончания им первого класса. И вдруг неожиданно для нас, Эллочка, профессиональный музыкант, супруга друга моего младшего брата, уверенно сказала, что Феде надо учиться и что она рекомендует нас поступать в Детскую музыкальную школу №1, и, что важно, именно к Анжелике Викторовне Сидоровой. Неожиданно потому, что явных музыкантов в нашей семье как бы нет, хотя у мамы Ирины, моей жены, было большое желание ходить в музыкалку и задатки к музыке были. Вот только некогда было ее родителям заниматься такой чепухой, так что не случилось из нее музыканта.
Как вы понимаете, история на этом не закончилась, а только началась. Сегодня Федор уже студент первого курса музучилища по классу флейта. Он поступил туда после окончания 9 класса элитной чебоксарской гимназии № 5, в которую он с пятого класса ходил как из-под палки. Вплоть до девятого класса, почти еженедельно он утром, когда мы вместе готовились выйти из дома, страдальчески произносил: «Как я не хочу идти в школу!». Я ритуально задавал один и тот же провокационный вопрос: «В музыкальную школу не хочешь идти?» Нет, туда он ходит с удовольствием. Он может в ней пропадать хоть круглыми сутками, хотя иногда от большого напряжения, связанного с репетиционной и концертной деятельностью, конечно устает. Но если завтра нужно будет появиться в школе в 8 часов утра, он с вечера поставит будильник, сам проснется и поверьте, за все восемь лет, он практически ни разу не опоздал на занятия.
Восьмилетний период учебы в музыкалке не показался ни нам, его родителям, ни ему долгим, потому, что это было время исключительно желанных занятий (правда это относится не ко всем предметам, с некоторыми педагогами были и натянутые отношения). Ну и соответственно результаты. Мы уже устали вести счет всем его победам, призам и наградам. Иногда, в качестве показательного примера, я спрашиваю коллег или родителей: «Скажите, вот сколько раз Вы были в Венеции?» Редко кто из них ответит, что один раз, а вот Федя с восторгом заявляет, что Венеция – это его любимый город. Он там был уже три раза, принимая участие в международных музыкальных фестивалях и конкурсах. Но я сам в Италии ни разу не был.
А все почему? Просто он занимается у лучшего российского педагога, для которой в течение учебного года нет ни одного выходного дня. Ее время индивидуальных занятий с учениками, а их, начиная с пятилетних малышей и кончая бабушками своих учеников, более 50 человек! И она для них вторая Мама, когда надо очень требовательная, но всегда добрая и заботливая. Она составляет для каждого из них индивидуальную программу обучения, добивается достижения ими своих максимальных результатов. В соответствие с их достижениями выводит их на большую сцену, на российские и международные конкурсы, фестивали, концерты. А с лучшими учениками продолжает заниматься и уже после окончания музыкальной школы, оставаясь их руководителем, когда они поступают на профессиональное обучение в вузы и музучилища.
Подавляющее большинство известных музыкантов и спортсменов (исключения подтверждают правило), начинали заниматься в 5-6 лет. Или даже раньше. Именно поэтому выявлять индивидуальные задатки необходимо с раннего детства, в последующем развивая их. А как же слух, талант, способности? Музыкальный слух развивается. А способности? Вопрос в том, о каком уровне профессиональной деятельности идёт речь, и о том, с каким преподавателем будет заниматься ребенок.
Если ребенок занимается у человека, который сам никогда даже не участвовал в конкурсах и соревнованиях, который имеет диплом педагога, но не любит детей и не стремится им помогать развивать свои сильные профессиональные качества, кто работает не на результат (Ученик да превзойдет своего Учителя), а на стандартную ставку штатного работника, то его вряд ли ждут большие достижения и успех. А если ученик занимается у успешного Мастера, эффективного и творческого Учителя, чьи прежние ученики неоднократно становились победителями на различных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и других мероприятиях, то шансы стать профессионалом, известным и знаменитым не только в узких кругах, но и во всей стране, и во всем мире, возрастут в несколько раз.
Итак, вывод! Развитие обнаруженных задатков будет эффективным и результативным, если а) начать заниматься с раннего детства и б) у самых лучших Учителей. Если задатки не развивать, то они могут потухнуть, и в человеке может «умереть» великий композитор, хотя караоке он, конечно, петь сможет...
А как простым родителям найти уникального Учителя, такого нужного для их одаренного ребенка? Даю свой совет, на примере, который произошел летом, в начале июня 2012 г., когда я на электричке ехал из Москвы в Коломну. Где-то на полпути в вагон зашли и сели напротив меня две дамы и дочка одной из них, лет семи-восьми. Когда встречаются женщины, то, конечно, много разговоров ни о чем, похожих на простое времяпровождение, к которым обычно не прислушиваешься, потому, как они не несут никакой информации для других. Но тут зашла речь, которая меня краем уха заинтересовала. Мама дочки делится с подругой желанием отправить дочку в музыкалку. И подруга, опираясь на свой богатый жизненный опыт категорично ее отговаривает, заявляя, что ничего хорошего из этого не выйдет. Мол, научится она барабанить «Собачий вальс», вот и все музыкальное образование. Через одну-две станции подруга вышла, и я решил на примере своего сына рассказать, что не все так мрачно, что главное надо поступить в класс к лучшему музыкальному педагогу. И вот тут родитель задает правильный вопрос: «А как узнать, кто из учителей трех музыкальных школ Коломны самый лучший, и как нам на него выйти?».
И вот мой ответ обычной маме, которая не имеет друзей из музыкального бомонда: «А Вы пойдите в любую из этих музыкальных школ, но даже не заходите в кабинет ни к директору, ни к заму, не обходите все музыкальные классы. Просто спросите дежурного вахтера, бабушку, сидящую на входе: «А дипломы-грамоты учеников, какого музыкального педагога чаще всего появляются на общем стенде объявлений? И как Вам позвонить этой условной Марии Михайловне Музыкантовой?» Поверьте, это будет самое быстрое, доступное и эффективное решение вопроса. Потому как, если у Марии Михайловны ежегодно 5-7 победителей, то и Ваш ребенок, у которого пока нет своего особенного пристрастия к конкретному музыкальному инструменту, получит правильное музыкальное образование у лучшего педагога.
Но такое решение вопроса имеет определенные ограничения. Допустим, вы со своим ребенком живете в сельской местности, и ни в вашем селе, ни даже в райцентре нет, не то, что лучшего педагога, нет даже учреждения дополнительного образования для занятий и развития вашего одаренного ребенка. Что же делать в это ситуации? И вот второе основное новшество нашего проекта: мы хотим помочь родителям в эффективном развитии задатков и наклонностей их детей, начиная с дошкольного возраста, через содействие в правильном выборе успешного педагога. Цель планируется достичь путем формирования на первом этапе открытой электронной базы «Города Мастеров» - лучших Учителей Чувашской Республики, а в последующем Приволжского федерального округа и России, в целом.
Наша аксиома: «Портфолио творческих достижений формируется в «котле» инновационных технологий, требовательности и любви успешного Мастера к своему незаурядному ученику». В ближайших планах организаторов создать в России общий «Город Мастеров», как эффективную систему поддержки достойных: талантливых учеников и выдающихся педагогов.
На сегодняшний день тренерами, учителями, педагогами работают большое количество людей, однако быть выдающимся педагогом, тренером дано не всем. И только 3-5 % от всех педагогов способны творчески подойти к выявлению задатков детей и их максимальному развитию. То есть воспитать и создать из одаренного ребенка креативного Профессионала, прославленного Чемпиона, выдающегося Мастера, талантливого Созидателя.
Эффективность и результативность Учителя демонстрируют не его научные статьи, почетные звания или грамоты, а достижения и профессиональная успешность его учеников. Ведь свет и блеск чистого кристалла выдающегося преподавателя отражается десятками граней побед и признаний его учеников. Поэтому, если родитель хочет помочь своего ребенку достичь больших успехов на поприще его лучших способностей, ему необходимо обратиться к самому успешному педагогу, Учителю – мастеру в своем деле. Именно создание базы лучших, выдающихся преподавателей, тренеров, педагогов и мастеров своего дела поможет в будущем сформировать в России поколение здоровых и талантливых инноваторов.
Задача организаторов проекта включить в электронную базу данных именно таких учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров, которые смогут развить задатки детей и сделать из них настоящих профессионалов. В базу были включены те преподаватели, педагоги, чьи ученики неоднократно занимали места на соревнованиях всероссийского и международного уровня. На сегодняшний день в проекте «Город Мастеров» уже задействованы сотни учителей, преподавателей, тренеров и мастеров-ремесленников Чувашской Республики всех уровней образования. Сбор данных осуществлялся по 9 направлениям:
- интеллектуальное – 16 человек;
- логико-математическое – 10 человек;
- естественнонаучное – 25 человек;
- творческого мышление – 22 человека;
- двигательно-физкультурное – 76 человек;
- музыкальное – 55 человек;
- художественно-изобразительное – 13 человек;
- лидерско-коммуникативное – 4 человека;
- лингвистическо-филологическое – 9 человек.
База данных «Города Мастеров» Чувашской Республики будет в электронном виде функционировать на сайте www.volchki.ru, а также на сайтах партнеров («кнопка перехода»): общеобразовательных учреждений, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования и, возможно, министерств и ведомств.
В ходе реализации данного проекта не будет оставлен без внимания ни один талантливый педагог (при его согласии). Так же необходимо отметить, что для преподавателей, не вошедших в электронную базу, будет стимул активно работать со своими учениками, чтобы быть замеченным и высоко оценённым, и в будущем войти в число выдающихся и успешных педагогов, тренеров, учителей и учёных не только Чувашской Республики, но и России, в целом. Можно сказать, что на данный момент собрано только ядро, проект предполагает постоянное развитие и доработку за счет вновь поступаемых сведений от партнёров о выдающихся преподавателях. А для преподавателей, не вошедших в электронную базу, будет стимул активно работать, чтобы быть замеченным и должным образом оценённым.
Необходимо продвигать в регионах, и по всей стране в целом, идею развития творческих и интеллектуальных талантов детей. Наш проект можно назвать системой информирования родителей о возможности эффективного профессионального развития способностей их ребенка через обучение у Учителя. Известная максима: "Чтобы стать выдающимся человеком, нужно встать на плечи великих».