Кстати, расскажу немного об особенностях технологии организации и проведения такого широкомасштабного опроса родителей в одном муниципальном образовании – городе Чебоксары. Честно признаюсь, что если бы я не преподавал спецкурс «Управление качеством» студентам 4 курса дневного отделения специальности «Менеджмент организации» в своем институте, то вряд ли бы мы смогли провести такое весьма специализированное исследование, при этом всего за две недели. За короткий срок проведения учебного курса (с конца января до конца марта) этим студентам предстояло выполнить огромный объем самых разных практических работ. В первую очередь, групповой проект в социально-экономической сфере, включая маркетинговое исследование по теме проекта. И к концу трехмесячного курса обучения большинство, а точнее все, кто ходил на занятия, успешно справились с заданиями. По их мнению, они сформировали фундамент компетентности и навыков в проектном менеджменте.
Так вот, на одном из последних занятий мною была озвучена просьба (пожелание) по содействию в проведении широкого исследования мнения родителей о системе развития одаренных детей по специально разработанной анкете. Анкету мы разрабатывали совместно с тремя студентами-дипломниками, которые в этом году работают над развитием и продвижением проекта «Раннее выявление и развитие задатков детей в ДОУ и школе», как особой формы социального предпринимательства. Студентам было рекомендовано проводить анкетирование в конце рабочего дня, когда в школы или в детские садики родители приходят забирать своих детей. Мне, признаться, было особенно приятно слышать, когда студенты, принося и сдавая на обработку заполненные анкеты, эмоционально рассказывали о том, как отвечали на вопросы анкеты родители, и какие они использовали собственные подходы, чтобы получить более взвешенные и адекватные ответы на открытые вопросы. Или, как и где лучше проводить опрос родителей в выходные дни – в детских развлекательных центрах. Каждый из студентов 4 курса смог в среднем опросить от 30 до 100 родителей, поэтому в итоге получилась достойная исследования сумма оформленных ответов на анкету.
Общей стандартизированной обработкой анкет занимались уже непосредственно дипломники. Наши девушки в этом деле не то что собаку, а трехлетнего слоника съели, так как три года в рамках, руководимого мною Отдела обеспечения качества нашего института, постоянно, по 5-6 раз в год проводили самые различные опросы, анкетирования и исследования. Результаты, полученные в ходе анкетного изучения родительского мнения, могут представлять большую информацию и интерес для специалистов и руководителей самых разных уровней. Как для конкретного образовательного учреждения, так и муниципального органа управления образованием и Министерства образования Чувашской Республики.
Для того, чтобы получить максимально достоверную картину состояния в вопросе развития задатков детей дошкольного и младшего школьного возраста, обработка анкет велась дифференцированно. То есть, сначала была проведена селекция по отдельным образовательным учреждениям, в которых обучаются дети, чьи родители участвовали в проведенном опросе. В качестве основной компьютерной программы была использована Excel. Затем данные, полученные по каждому учреждению, объединялись в группы по три ДОУ или школы. После чего осуществлялась интеграция по уровням – отдельно дошкольные образовательные учреждения, отдельно школы. И, как итог, была сформирована обобщенная таблица результатов исследования, объединившая показатели по всем учреждениям (ДОУ + школы).
Рисунок 1. «В образовательном учреждении, Вам сообщали, что у ребенка есть задатки?»
Рисунок 2. Обобщенные результаты (с учетом ответов родителей школьников по ДОУ)
Итак, данные всех таблиц показывают, что, к сожалению, ни система дошкольного, ни школьного образования не может привести убедительных доказательств, что наши педагоги и специалисты имеют хорошие контакты с родителями детей, чтобы своевременно, достоверно и профессионально их информировать о возможных задатках воспитанников ДОУ и учащихся школ. В среднем, только два родителя из пяти получали от педагогов какую-то информацию по одаренности своих детей.
Рисунок 3. «Где Ваш ребенок дополнительно занимается?»
Рисунок 4. Обобщенные результаты (по всем детям опрошенных родителей)
Удивительная схожесть показателей полученных результатов по фактически всем направлениям возможного развития детей свидетельствует о сложившейся системе. Фактически лишь 50% детей ДОУ и 46% учащихся младших классов занимаются в учреждениях дополнительного образования. Благодаря сохранившимся кружкам и секциям в школах, еще 26% школьников младших классов включаются в процесс развития своих задатков. Но в итоге мы видим, что каждый третий ребенок не получает в самом раннем возрасте необходимой поддержки в развитии своих задатков. И это, в основном, вина родителей этих детишек, хотя нельзя исключить и серьезные недоработки в этом вопросе воспитателей ДОУ и педагогов школ.
Рисунок 5. «Решение заниматься специальным развитием ребенка было»
Рисунок 6. Обобщенные результаты (по всем детям опрошенных родителей)
Заметна позитивная тенденция учета личной мотивации ребенка к развивающей деятельности при принятии родителями решения о развитии его задатков от уровня дошкольного возраста к школе (от 0,25 к 0,31), и именно за счет снижения роли собственной позиции (от 0,39 до 0,34). Но что нас смущает сильнее всего, так это складывающееся несоответствие ответов родителей в пункте «по рекомендации специалиста ДОУ или школы» (0,14 – 0,18) с ответами, полученными на первый вопрос анкеты: «В образовательном учреждении, Вам сообщали, что у ребенка есть задатки?» (см. выше). Результаты различаются в два раза! Приходится делать вывод, что либо рекомендации были не услышаны, либо информация о задатках ребенка была не корректной…
Рисунок 7. «Выбор учреждения дополнительного образования был»
Рисунок 8. Обобщенные результаты (по всем детям опрошенных родителей)
Такой же вывод об относительно маленькой и не очень значительной роли специалистов ДОУ и школы в выборе учреждения дополнительного образования для развития задатков ребенка приходится делать, анализируя ответы на вопрос о выборе этого учреждения. Одновременно следует отметить, что в два раза больше негатива в ответах связано со случайным выбором учреждения дополнительного образования (может просто рядом с домом…). Тогда как почти 60 % родителей детей, как дошкольников, так и младших школьников считают, что выбор сделан ими сознательно: был хорошо продуманным или опирался на совет знакомых.
Рисунок 9. «Каким был выбор педагога дополнительного образования?»
Рисунок 10. Обобщенные результаты (по всем детям опрошенных родителей)
Выбор педагога, по нашему мнению, является основополагающим для всего процесса обучения. Так, умные родители задолго до поступления ребенка в школу определяются с первым учителем. Но особенно важно правильно определиться с педагогом дополнительного образования. Ведь он фактически играет роль мастера, формирующего профессиональную успешность ребенка в будущем. И результаты опроса убедительно свидетельствуют, что для большинства родителей (60 %) этот вопрос почему-то не является существенным. Они, наверное, уверенно считают, что в учреждениях творческого дополнительного развития детей работают только самые лучшие педагоги. Для простого обывателя, не умеющего, условно, играть на музыкальных инструментах, каждый умеющий играть уже недосягаемая звезда. Поэтому нынешних родителей, а лучше будущих родителей, в лице студентов и учащихся учреждений профессионального образования, надо обучать этой простой истине: «Чтобы стать олимпийским чемпионом, нужно заниматься у тренера олимпийских чемпионов!»
Рисунок 11. «Ребенок очень любит эти дополнительные занятия?»
Рисунок 12. Обобщенные результаты (по всем детям опрошенных родителей)
Если взять во внимание, что мы все-таки опрашивали родителей, которые во многом влияют на своих детей: родственными генами, вниманием к проявляемым задаткам, доброй поддержкой при выборе направления, педагога и школы их развития, то можно сказать, что для большинства из детей выбор, с точки зрения родителя был правильным. Суммарный показатель отношения к дополнительным занятиям (да + скорее, да) как для детей дошкольного возраста (0,56 + 0,39 = 0,95), так и для младших школьников (0,35 + 0,53 = 0,88) на очень высоком уровне. Ни в одной из групп не оказалось ни одного ребенка, который бы «не любил» занятий по своему развитию. Но заметна возрастная динамика: количество категоричных «да» уменьшается (от 0,56 до 0,35) на 0,21, что не может не вызывать внимания. Также как и то, что увеличился в 2,5 раза (от 0,05 до 0,12) показатель «скорее, нет». Трудно определить истинную причину, но можно сравнительно проанализировать ответы родителей в сопоставлении удовлетворенности детей от занятий с ответами на вопрос 3 о решении заниматься дополнительным образованием, в частности с ответом «потому что ребенок сам попросил». Думается, что здесь может быть определенная корреляция.
Рисунок 13. «Вы заметили прогресс ребенка?»
Рисунок 14. Обобщенные результаты (по всем детям опрошенных родителей)
Ответы на данный вопрос хорошо коррелируют с ответами на предыдущий вопрос анкеты. А именно, большинство, практически все родители (0,99 и 0,93) видят прогресс в развитии ребенка как результат дополнительного образования ребенка. Даже динамика снижения ответов «да» на предыдущий вопрос «Ребенок очень любит эти дополнительные занятия?» не так значительно отражается на развитии способностей ребенка. Нам кажется, что полученные данные могут, нет – должны служить дополнительным аргументом в диалоге педагогов с родителями при разъяснении важности дополнительного развития задатков ребенка в способности.
Рисунок 15. «Вы бы хотели, чтобы выявлением задатков детей начали заниматься с ДОУ?»
Рисунок 16. Обобщенные результаты (по всем детям опрошенных родителей)
Очень символичное единство ответов, как родителей дошкольников, так и младших школьников на вопрос: «Вы бы хотели, чтобы выявлением задатков детей начали заниматься с ДОУ?» А эти результаты работают уже на наш фонд и идут в копилку аргументов и доводов по широкомасштабному продвижению проекта в образовательных учреждениях, муниципалитетах, регионах и во всей России.
Рисунок 17. «Вы готовы финансировать развитие ребенка у лучших педагогов?»
Рисунок 18. Обобщенные результаты (по всем детям опрошенных родителей)
При составлении настоящей анкеты данный вопрос был самым проблематичным, так как истинное финансовое состояние жителей Чувашии, даже ее столицы города Чебоксары очень не стабильное, мягко говоря. И, тем не менее, полученные результаты нас весьма порадовали – 82 % (!) всех опрошенных родителей определились с необходимостью дополнительного финансирования занятий своего ребенка у лучшего преподавателя, способного помочь ребенку развить его задатки в максимальной степени, превратив их в способности и талант.
Таким образом, цели и задачи исследования выполнены в полном объеме.