Семья – это первая форма объединения людей в организацию с определенной миссией, конкретными целями и задачами, связанными, в первую очередь, с самым важным – продолжением рода. Поэтому идеальную счастливую семью можно представить, как понятную, кажется, каждому начинающему менеджеру, модель построения эффективной организации.
В научной литературе вопросам создания, развития и совершенствования организации любой формы собственности, сегодня уделяется достаточно сил и внимания, как со стороны теоретиков, так и со стороны практиков бизнеса. Тогда как описание семьи в образах и схемах этапов процесса ее формирования еще не удалось представить в виде модели, которая была бы научно согласована и принята широким экспертным сообществом.
Получение выпускниками школ профессии или специальности в организациях высшего или среднего профессионального образования сегодня носит во всем мире и в России фактически обязательный характер. Но суровая статистика свидетельствует, что лишь не более 25-40 % молодых специалистов работает по полученной квалификации. Вместе с тем, фактически более 90% всех людей в возрасте 18-35 лет желают и создают свои семьи для выполнения своего родительского предназначения.
Супруги и родители – это самая большая и основная составная часть гражданского общества любого государства. Но кто, где, когда и как учил нас, и учит сегодня нашу молодежь самой важной профессии, – как стать ответственными супругами, умными родителями, как правильно построить свою счастливую семью? В каком вузе преподают самые главные уроки семейного счастья, которое нужно каждому?
Д.В. Ливанов, министр образования Российской Федерации в своем выступлении 21 июня 2013 г. на Деловом завтраке, проведенном ОАО «Сбербанк России» в рамках Санкт-Петербургского экономического форума, ответственно заявил: «После 7 лет учиться уже поздно, а значит, надо воспитывать родителей ребенка, в том числе будущих».
Нет не только такой профессии-специальности, как «Ответственный супруг и просвещенный родитель», но ни в одном образовательном стандарте высшего или среднего профессионального образования нет таких, к примеру, дисциплин, как «Менеджмент счастливой семьи» или «Счастливый родитель одаренного ребенка». Почему? Они нужны! И об этом говорят результаты широкомасштабного исследования по вопросам семьи и родительства, которое было проведено нами в октябре 2014 г. в г. Чебоксары. В опросном анкетировании приняло участие почти 4 тысячи молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет.
На итоговый, одиннадцатый вопрос анкеты закрытого типа: «Нужно ли обучать студентов 1-2 курсов, как самых потенциальных родителей, по программе «Счастливый родитель одаренного ребенка?» были получены следующие ответы. Из 3953 респондентов, принявших участие в опросе, сказали: «Да» - 3765 чел. (более 95%); ответ «Нет» выбрали только 21 чел. (менее 1%), а ответ «Не знаю» отмечен у 166 чел. или 4% опрошенных.
Аналогичный вывод о необходимости специального обучения молодежи по данным вопросам дают результаты онлайн опроса, который продолжается на нашем сайте www.род21.рф
Мы представляем авторскую модель, готовую служить схемой-образом для основной образовательной программы обучения студентов вузов и ссузов, в разработанном курсе «Менеджмент счастливой семьи». В процессе обучения в вузе-колледже студентов младших курсов по данной программе предлагается организовать комплекс лекций и практико-ориентированных занятий, чтобы направить учебный процесс на успешное освоение и достижение обучающимися эффективных результатов всех этапов своего семейного строительства.
В по-настоящему счастливой семье каждый супруг-родитель должен обязательно освоить следующие профессии-специальности, а значит достичь соответствующего уровня семейного развития:
- «УЧЕНИК – СТАЖЕР» – ПОИСКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНКИ
- «МОЛОДОЙ СОТРУДНИК» – ЗАБОТЛИВЫЙ МОЛОДОЖЕН
- «МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ» – ОТВЕТСТВЕННЫЙ СУПРУГ
- «СПЕЦИАЛИСТ – НАСТАВНИК» – УМНЫЙ РОДИТЕЛЬ
- «ЭФФЕКТИВНЫЙ ЛИДЕР» – МУДРЫЙ ГЛАВА СЕМЬИ
Таким образом, в предлагаемой программе «Менеджмент счастливой семьи» мы создаем алгоритм пошаговой деятельности освоения главных для жизни семейных профессий. Главным итогом личностного обучения основным семейным профессиям, которое должно начаться для каждого молодого человека в 18-20 лет, может и должна стать индивидуальная программа осознанного и непрерывного самообучения по вопросам построения, совершенствования и управления своей счастливой семьей.
Как понятно, наверное, каждому, если ничего не делать, то маловероятно, что удастся пройти даже первый этап на этом долгом и трудном пути. А уж тем более достичь четвертого или пятого уровня профессиональной квалификации семейной жизни.
Дорогу осилит идущий!