Жизнь практически каждого из нас проходит в семье, на людях, в коллективе. До сих пор, по крайней мере, в России, основным средством к существованию является общественный организованный труд. Труд множества или группы людей, собранных под одной крышей и вынужденных основную часть своей сознательной жизни быть зависимым от мнения и деятельности других людей. Одновременно с этим мы нуждаемся в любви, дружбе и общении. Мы стремимся создать свою семью, как главный результат любви, и нам очень важно быть понятыми самыми родными и близкими. И вот с этого уровня начинает играть свою роль гражданское общество как фактор формирования и стабилизации народонаселения. «Бывать в обществе просто скучно. А быть вне общества – уже трагедия» - Оскар Уайлд.
Каждая организация, малое или крупное предприятие, коммерческое или негосударственное партнерство, сформированные на принципах добровольного участия в них, это суть различные плоды разной степени зрелости на ветвях «Качества гражданского общества» (Qго). Гражданского общества как уникального плодового дерева, выращенного на государственной почве путем прививания к стволу культуры народа десятков различных по силе и энергии привоев и ветвей, созданных добровольными объединениями на основе творческих интересов граждан, а не только ради получения доходов и прибыли. Зрелость и сила качества гражданского общества определяется двумя следующими параметрами ЮНЕСКО: участие в жизни общества и равенство мужчин и женщин.
Гегель считал гражданское общество производным от государства, поэтому ставил его в зависимое положение от последнего, что в точности совпадает с предложенной нами моделью. При этом он исходил из того, что гражданское общество, в отличие от государства, возникло лишь на современном этапе. Государство «есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество». Но гражданское общество составляет первооснову здания человеческого общежития, базис его са-модвижения.
Мы стремимся создать свою семью, как главный результат любви, и нам очень важно быть понятыми самыми родными и близкими.
При этом в основе первого самообъединения лежит семья – как основная ячейка гражданского общества. Недаром народ в своих поговорках отмечает семейное единение: «Добрая женитьба – посхименье», «Муж и жена – одна сатана», «Два сапога – пара». «Не женат – не человек. Холостой – полчеловека». Людвиг Фейербах пришел к выводу: «Только муж и жена вместе образуют действительность человека: муж и жена вместе бытие рода, ибо их союз есть источник множества, источник других людей». «Если бы мы, мужчины, женились на женщинах, которых стоим, плохо бы нам пришлось» - Оскар Уайльд. Найти свою половину – значит достроить свое «Я».
Это ли не первейшая задача любого человека, выполняющего предначертания жизни в постижении Культуры и смысла своего существования. С этого уровня возможности государственной поддержки переходят от общих и одинаковых для всех к содействию и развитию наиболее приоритетных целевых проектов отдельных групп, организаций и компаний, обеспеченных потенциальной мотивацией творческих созидателей в развитии человечества.
Но есть в русском характере еще одна черта, которую Лев Толстой назвал «роевое начало», суть которого, как потребность прильнуть к таким же, как ты, подобно пчеле, прилипающей к рою. Безусловная русская черта – привязанность к России в целом и к родным местам, к языку, к соотечественникам, к родной культуре, даже в столь не простое время как сейчас. Отсюда наша ностальгия, тоска по родине, оказавшись за рубежом даже на небольшое время. Нами владеет, прежде всего, ощущение прочной связи с родиной, семьей, идейной средой; человек не имеет другого предначертания, как эта работа по уничтожению личного эго бытия и замены его бытием социальным, общекультурным и вполне безличным. Отсюда самозабвение в общих начинаниях, таких как помочь в строительстве дома для соседа, или воинская доблесть на ратном поле.
Соборность отличается от всех видов общности своей открытостью, общедоступностью и человечностью.
Органическое единство общего и единичного нашло выражение в понятии соборности. Соборность (по-современному – синергия командной работы) отличается от всех видов общности своей открытостью, общедоступностью и человечностью. Будущее, и не только России, а и всего мира, принадлежит соборности.
«Тяга к общности – не стадный инстинкт. Будущее человечества – в высокой общности, где личность полностью раскрывает себя. Идея соборности решает эту проблему, проблему космической эпохи. Человечество начинает со стадности, затем преодолевает ее и рождает более высокую общность. Индивидуализм способствует выходу из стадности, но сам он – не высший плод культуры» – так считал А.В. Гулыга, русский философ в конце ХХ века.
Православный священник Павел Флоренский писал: «Живя, мы соборуемся сами с собой – и в пространстве, и во времени, как целостный организм, собираемся воедино (в команду единомышленников О.В.) из отдельных взаимоисключающих – по закону тождества – элементов, частиц, клеток, душевных состояний и пр. и пр. Подобно мы собираемся в семью, в род, в народ и т.д., соборуясь до человечества и включая в единство человечности весь мир».