Он – ее смысл, она – его, дети – их общий замысел
Валерий Красовский
Качество жизни Счастливая семья Одаренные родители Талантливые дети БРС О нас
Главная » Одарённые родители » Авторские статьи » Статья

Пять слагаемых комплексного воспитания и развития ребёнка

«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»
народная мудрость
Пять слагаемых комплексного воспитания и развития ребёнка,воспитание детей

Каждый настоящий родитель рано или поздно, ну лучше все-таки, если рано, задаётся вопросом чему воспитывать, каким образом это делать и когда следует начать этот важнейший процесс развития ребёнка. По данному направлению вопроса написано огромное количество книг и статей, защищено тысячи кандидатских и докторских диссертаций, проведено неисчислимое количество конференций и семинаров, прочитано миллионы страниц лекций для студентов и родителей. Но единого, ясного, принятого большинством родительского сообщества системного видения по данному вопросу, я не встретил.

Поэтому я хочу внести «свои 3 копейки» в этот сундук наследия человечества. Будучи профессором по кафедре менеджмента, и ежедневно занимаясь со студентами на лекциях и семинарских занятиях, пришел к выводу о важности образного представления нового учебного материала. Люди всегда лучше и быстрее осваивают такие знания, которые представлены в виде известных образов или привычной для них формы. И вот уже не в первый раз выручает меня модель пирамиды потребностей Маслоу.

Вот вкратце о ней. Все потребности человека организованы в иерархическую систему: физиологические, потребности безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации или личного самоусовершенствования. Главная мысль Абрахама Маслоу в том, что потребности, расположенные внизу, должны быть в достаточной степени удовлетворены до того, как человек сможет приступить к удовлетворению потребностей более высокого уровня.

Рисунок Рисунок 1. Пирамида потребностей МаслоуРисунок Рисунок 1. Пирамида потребностей Маслоу

Семья – главный фактор личностного становления дошкольника. Роль, которую играет семья в процессе развития, адаптации и социализации ребёнка, очень велика и переоценить ее невозможно. Семья заменяет дошкольнику мир. Здесь он учит первые правила, осваивает ценности, понимает себя. Гармоничное развитие ребенка возможно только при условии индивидуального подхода в семейном воспитании по всем необходимым направлениям. Родители должны обеспечить удовлетворение не только основных потребностей ребёнка – физиологических, безопасности и защите, но и помочь ему в развитии способностей для удовлетворения высших потребностей.

А вот этого добра у нас явно недостаёт. «Стать отцом совсем не трудно, быть отцом – огромный труд» - В. Буш. Большинство родителей становятся отцами и матерями лишь по факту рождения детей. Поэтому у них нет не только родительских навыков, у них нет даже минимально достаточных знаний и необходимых практических умений по гуманному воспитанию и личностному развитию своих детей. В последнее время, увеличивается количество ответственных семейных пар, обращающихся за советами и консультациями к педагогам и психологам по вопросам семейного воспитания. Но с другой стороны, к сожалению, растёт количество «случайных» семей и родителей, у которых, ну так вышло, родился незапланированный ребёнок. Динамике их роста, особенно, как ни странно это звучит, способствует «материнский капитал».

«Боже мой! Сколько у нас в народе таких, которые решительно ничего не знают, и ни слова не слыхали ни от кого! В детстве их не учили; в возрасте они не хотели учиться; а потом им некогда было учиться. И что же таковые могут передать своим детям!». К такому выводу еще в середине девятнадцатого века пришёл Святитель Иннокентий, митрополит Московский, но такое ощущение, что эти слова сказаны про нашу, современную молодежь. Которая полагает, что раз они поженились и у них есть ребёнок, то необходимые супружеские знания и родительские умения у них получатся сами собой, интуитивно.

Но нужные компетенции не появляются, зато появляются проблемы в здоровье детей из-за безграмотного отношения родителя к своему здоровью и безразличного отношения к особенностям здоровья супруга. Потом, в детском садике и в школе появляются проблемы с культурой общения и межличностных отношений. К 12-14 годам вдруг выясняется, что их любимые великорослые мальчики-мажоры и расфуфыренные девочки-принцессы ничего не могут самостоятельно сделать по дому, даже макароны себе отварить не умеют. И выбор их будущей профессии остаётся за родителями, часто вовсе не потому, что они хорошо знают способности свои детей, а как раз, наоборот. Поэтому, в большинстве своём, трудно будет предсказать каким образом получится из них творческая Личность с уникальными талантами.

Из всего сказанного напрашивается однозначный вывод: супругов, в том числе и будущих, необходимо учить базовым знаниям педагогики и психологии, обучать практическим навыкам и умениям по основным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка. Мы уверенно считаем, что следует создать и продвигать программы онлайн обучения родителей, с использованием современных ИКТ технологий, построенных на последних достижениях науки, в том числе нейробиологии, включая применение методик раннего развития детей. Первый шаг в этом направлении уже сделан, на сайте www.род21.рф почти год, как запущена программа онлайн обучения «Менеджмент счастливой семьи». Более 2,5 тысяч молодых людей получили базовые знания, как руководить семьёй, чтобы она стала счастливой. Следующим шагом в этом направлении будет онлайн программа обучения родителей, в том числе будущих. В этой связи, вашему рассмотрению предлагается авторская модель программы комплексного воспитания и развития ребёнка «Школа одарённых родителей».

Исходя из базового понимания уровней потребностей пирамиды Маслоу, следует принять важность пяти важнейших направлений воспитания, обучения и развития, то есть того, чему следует обязательно научить ребенка в семье, в школе и обществе:

  1. Заботиться о здоровье.
  2. Радостно трудиться.
  3. Нести духовность.
  4. Профессионально расти.
  5. Творить будущее.

Главными результатами такого комплексного семейно-общественного воспитания ребёнка будут:

  • счастливая жизнь успешного человека благодаря, привитому с раннего детства, здоровому образу жизни и ежедневных занятий физкультурой;
  • умение уже с подросткового возраста легко содержать себя, зарабатывать на жизнь и помогать семье, получая радость от своего труда на благо других;
  • добрая жизнь в семье и в отношениях с разными группами людей через личностное принятие духовно-нравственных законов и устоев общества;
  • свой честный путь, ясная миссия и удовлетворение от своей работы, развиваясь в которой достигли лидерских высот и уважения профессионалов;
  • ваш след в истории Человечества потому что, творчески занимаясь любимым Делом, смогли создать свою Идею решения сложной и затяжной проблемы.

Предлагаемый курс «Школа одарённых родителей» разработан из понимания, что все пять слагаемых комплексного воспитания и развития составляют главный стержень характера, духа и призвания Человека-Творца.

Курс состоит из пяти учебных блоков и 15 базовых занятий (по три основных занятия) в каждом из блоков. Занятие включает в себя: прочтение лекции; изучение по тематике занятия необходимого, но достаточного объема учебных материалов, в виде статей, брошюр и книг; прохождение пяти тестов самооценки уровня своего воспитания и развития. Всего 50 вопросов (по 10 вопросов в каждом из 5 направлений). Цена ответа – 0,1 балла. Максимальная оценка «5 баллов» получается, когда вы ответили «Да» на все вопросы. Особенность тестирования заключена в том, что если слушатель на вопрос отвечает «Да», то приводит убедительные свидетельства наличия у него этого качества.

Предлагаемая модель позволяет создать простой рейтинг образовательных организаций по одному показателю: среднеарифметической сумме самооценок всех выпускников, в соответствии с важнейшим принципом удовлетворенности потребителя (клиентоориентированности) полученными компетенциями.

Метки:
Комментарии (0)
Гости не могут комментировать данную статью. Для того, чтобы иметь возможность оставить свой комментарий, требуется авторизоваться на сайте.
Меню
Авторизация
Реклама
Партнеры
Поделиться:
Вверх